Усиление экспертного потенциала СО НКО в области оценки

412318024

Дата начала: 01.12.2014

Дата окончания: 30.11.2016

Организация-исполнитель: Некоммерческое партнерство «Информационно-аналитический центр развития гражданских инициатив» (НП «ИнА-Центр»).

В качестве основных стратегических партнеров по программе выбраны российская Ассоциация специалистов по оценке программ и политик (АСОПП) и Международная сеть «Оценка программ».

География программы

Программа реализуется на территории 16 субъектов Российской Федерации:
Алтайский край,
Республика Алтай,
Архангельская область,
Красноярский край,
Пермский край,
Хабаровский край,
Иркутская область,
Кемеровская область,
Нижегородская область,
Новосибирская область,
Омская область,
Самарская область,
Томская область,
Тюменская область,
Москва,
Санкт-Петербург.

Министерство экономического развития РФ
Программа поддержана Министерством экономического развития РФ в рамках конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из федерального бюджета (2014 г.).

Обоснование программы

За последнее время произошло расширение деятельности СО НКО, повысился запрос со стороны государственных органов на участие СО НКО в сфере оказания социальных услуг и оценочной деятельности, увеличился объем финансирования социально-ориентированной деятельности. С другой стороны, отсутствует система оценки этой деятельности (методики, инструменты, обученные специалисты и т.д.), и на данный момент фактически отсутствует инфраструктура поддержки специалистов и организаций, работающих в области оценки и мониторинга. В результате, возможности для систематического развития потенциала СО НКО в сфере оценки отсутствуют. Различные обучающие мероприятия по оценке проводятся в регионах России, однако все они являются оторванными от реальных потребностей СО НКО и не предполагают наличия алгоритмизованных методик проведения оценки и мониторинга, которые можно было бы непосредственно применить на практике или же легко адаптировать к конкретному направлению деятельности. Именно поэтому в предлагаемую программу заложена практическая работа в двух направлениях: во-первых, формирование технического задания на проведение оценки программ поддержки СО НКО на региональном уровне, включая разработку методов и инструментов оценки, а во-вторых, анализ методик независимой оценки и создание рекомендаций по их усовершенствованию. Будут подготовлены материалы по удобному в использовании инструментарию и снабжены кейсами и рекомендациями.

В основу программы заложен подход, при котором оценка рассматривается в связи с жизненным циклом проекта или программы и осуществляется на разных стадиях жизненного цикла. Повышение потенциала СО НКО в сфере оценки поможет получать своевременную и достоверную информацию для принятия управленческих решений на разных этапах проектов и программ, что, в свою очередь будет существенным вкладом в повышение эффективности социально-ориентированных программ и проектов, выполняемых с участием СО НКО.

Также важен подход, связанный с оценкой тех продуктов и услуг, которые оказывают СО НКО в социальной сфере. Самооценки услуг, которую проводят сами оказывающие их организации, недостаточно. Вовлечение потребителей услуг (клиентов) в проведение оценки и независимая оценка социальных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями, являются необходимым условием повышения качества этих услуг и эффективности работы оказывающих их организаций.

Цель и задачи программы

ЦЕЛЬ: Усилить экспертный потенциал СО НКО в области проведения оценки и мониторинга социально-ориентированных проектов, программ и социальных услуг.

ЗАДАЧА 1: Повысить квалификацию представителей СО НКО в сфере оценки и мониторинга.

ЗАДАЧА 2: Расширить информационное пространство, объединяющее профессионалов в области оценки и мониторинга из СО НКО и профильных государственных структур, и осуществить обмен опытом и лучшими практиками с профессиональным сообществом на общероссийском и международном уровне.

ЗАДАЧА 3: Сформировать инструментарий для оценки социальных услуг, социальных проектов и программ СО НКО и для независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, и социальных услуг.

Этапы и мероприятия

Программа выполняется в три этапа в течение 2015-16 гг.

Этапы программы

1. Аналитический этап (первые 6 месяцев) посвящен сбору и обработке информации по успешным практикам в области оценки и подготовке к обучению и включает в себя следующие мероприятия:

• Анализ мирового и российского опыта оценки и сбор успешных практик стратегических партнеров;
• Формализация опыта, определение путей адаптации опыта и подготовка программы Школы;
• Подготовка серии из 4 информационных вебинаров;
• Объявление об обучении и проведение конкурса на участие в Школе (в апреле-мае 2015).

2. Образовательный этап (год – с 7 по 18 месяцы программы) отводится на проведение Школы оценки, серии информационных вебинаров, международной конференции (конец 2015 года), а также на создание и поддержку работы Виртуального ресурсного центра по оценке, а именно:

• Школа оценки: 1-ая сессия, 40 участников (будет проведена в июне 2015);
• Отработка практических навыков (в результате будут сформированы готовые к применению технические задания на проведение оценки программ поддержки СО НКО на региональном уровне и переданы заинтересованным в их применении структурам. Будут также подготовлены пакеты рекомендаций по усовершенствованию методики независимой оценки и переданы заинтересованным в их применении структурам);
• Тематический вебинар по определению общих подходов для 40 участников Школы оценки (между двумя сессиями Школы оценки);
• Проведение секций на Международной конференции по оценке в Москве, 30 участников (состоится 29-31 октября 2015, ведь 2015 – это Международный Год Оценки!);
• Школа оценки: 2-ая сессия, 40 участников (состоится в апреле 2016);
• Серия 4 информационных вебинаров (будут проходить в апреле-мае 2016);
• Создание и работа Виртуального ресурсного центра (запуск намечен на август 2015);
• Консультирование участников обучения через сайт и при необходимости — по скайпу;
• Рассылка по оценке (раз в два месяца).

3. На этапе обмена опытом (последние полгода) продолжается информационная поддержка СО НКО, проведение круглых столов, мини-тренингов для трансляции опыта, а также подготовка и публикация материалов, то есть:

• Проведение 20 мини-тренингов по оценке участниками Школы оценки в своих регионах (в июне-августе 2016);
• Круглые столы по оценке в 3 регионах (в июне-июле 2016);
• Публикация по оценке (электронная и бумажная) – материал будет состоять из нескольких частей и содержать практические инструменты, примеры и рекомендации, а также подготовка материалов для журнала «Проектирование, мониторинг и оценка».

На рассылку по оценке Вы можете подписаться здесь.

Итоговая статья по Школе Оценки (первая сессия, 10-11 июня 2015 года)

Около 80 человек прошли обучение в рамках «Школы оценки» в Новосибирске

10-11 июня в Новосибирске прошла «Школа оценки», участниками которой стали около 80 человек из 25 территорий и 21 субъекта Российской Федерации — от Архангельска до Камчатки. Представители некоммерческого сектора, органов власти, бизнес-сообщества в течение двух дней знакомились с эффективными инструментами оценки социальных услуг, социальных проектов и программ.

Организатором Школы является Некоммерческое партнерство «Информационно-аналитический центр развития гражданских инициатив» (НП «ИнА-Центр»). Школа проведена, в рамках программы «Усиление экспертного потенциала СО НКО в области оценки», поддержанной Министерством экономического развития РФ. Партнерами по программе являются российская Ассоциация специалистов по оценке программ и политик (АСОПП) и Международная сеть «Оценка программ».

Ведущим Школы стал профессионал мирового уровня — международный консультант по оценке программ и организационному развитию, генеральный директор ООО «Компания «Процесс Консалтинг», президент АСОПП Алексей Кузьмин.

«Когда организация осуществляет различные проекты, очень важно понимать, насколько они успешные: что получается, что не получается, достигаются ли результаты, насколько эффективно тратятся средства, — рассказал участникам Школы ведущий. — Для того, чтобы эффективно этими проектами управлять и осуществлять дальнейшую деятельность, нужна оценка. Это не действие, придуманное какими-то университетскими профессорами, а практическая функция, необходимая для эффективного управления проектами».

В легкой и доступной форме, используя «живые» и яркие примеры, а также постоянно вовлекая слушателей в диалог и коллективную работу, Алексей Кузьмин подробно рассказал о классификации видов и особенностях методики оценки программ и проектов: экспертном, индикаторном и эмпирическом подходах, ознакомил участников с особенностями оценки как инструмента получения информации для принятия управленческих решений на разных стадиях жизненного цикла проекта и программы, разобрал с ними такие аспекты, как опыт и возможные сложности проведения оценки услуг.

Алексей Кузьмин подчеркнул, что институт оценки с начала 2000 годов довольно динамично развивался в некоммерческом секторе России. Что же касается госструктур, то они, применяя в своей работе механизм оценки, основывались в первую очередь на традициях, которые всегда были в госсекторе, а именно, на индикаторную оценку. С этим всегда возникало много проблем, потому что не на все вопросы можно было получить ответы. Только сегодня ситуация с использованием оценки в госструктурах начинает медленно меняться в лучшую сторону. Показательный пример — опыт применения оценки в структуре власти Красноярского края. В этом регионе, в рамках грантовой программы Закона о краевых социальных грантах, выделена отдельная статья о ресурсах для проведения оценки — от грантового пула можно использовать до 15 % на оценочные процессы программы. Это одна из успешных моделей внедрения оценки в администрирование государственной программы.

Кроме этого, участники школы узнали от ведущего, что сейчас в России начался новый этап развития института оценки: в прошлом году появилась Ассоциация специалистов по оценке программ и политик, скоро состоится первая национальная конференция, к сообществу подтягиваются академические учреждения, профессионалы, работающие в сфере консалтинга, сотрудники госструктур, ведущие вузы, исследовательские центры. В этот процесс потихоньку включаются и представители бизнеса.

Перспективы института оценки, по словам Кузьмина, достаточно ощутимые. «Нам просто некуда деваться, — заявил он. – Все знают о 4 функциях управления: планировании, организации, мотивировании и контроле. Так вот для программ социальной направленности оценка имеет отношение к сфере контроля. Мы не можем эффективно управлять программами, если не будем развивать потенциал института оценки, просто не получится».

Участники Школы принимали активное участие в обсуждении всех пройденных тем, задавали ведущему вопросы, а также работали в группах по выполнению практических заданий. В завершении обучения они узнали о лучших российских практиках оценки и смогли обсудить интересующие вопросы со специалистами.

Теперь им предстоит отработать практические навыки и реализовать пилотные проекты по оценке в своих регионах при консультационной и методической поддержке ведущих экспертов. Планируется серия вебинаров, в которых смогут принять участие все желающие. Но самое главное вот что – для содействия становлению профессии оценщика на сайте НП «ИнА-Центр» будет создан виртуальный ресурсный центр по оценке. По замыслу организаторов, он должен стать путеводителем в мире оценки. Там будет собрана базовая информация по оценке, полезная как начинающим оценщикам, так и более опытным оценщикам. Сайт будет ориентирован в первую очередь на проведение самооценки, то есть на применение оценки силами самой организации, без привлечения дорогостоящих внешних специалистов.

Все это будет чуть позже, а пока – комментарии и отзывы участников Школы о ее ходе, о полученных знаниях, о планах на будущее в сфере оценки.

«Для себя неожиданно открыла, что очень хочу в этом разобраться», «Емко и доступно подана информация», «Очень хорошие примеры для наглядности», «Очень своевременная информация», «Практико-ориентированные материалы, вдохновляет для действий!», «Знания были новыми. Понятно, как и на каком этапе их можно использовать в своей деятельности», «Все в точку и имеет практическое значение» — такие комментарии в адрес содержания обучающей программы дали участники Школы, заполняя листы обратной связи. В анкетировании приняли участие 53 человека.

В 99% анкет профессионализму ведущего поставлена наивысшая оценка. Самыми интересными и полезными темами Школы названы эмпирическая, экспертная и индикаторная оценка.

Большинство опрошенных планируют так или иначе применять на практике полученные знания – кто-то при разработке собственных проектов, консультировании партнеров из НКО или во время взаимодействия с властью, кто-то при проведении самооценки.

Во время личных бесед с участниками удалось выяснить, что большинство из них воспринимает Школу не столько как возможность научиться чему-то новому или систематизировать уже имеющиеся знания об оценке, узнать о «новых веяниях», сколько влиться в профессиональное сообщество единомышленников, почувствовать свою причастность к нему, обменяться опытом и зарядиться «правильной» энергетикой.

Олег Субботенко, руководитель хабаровского Ресурсного центра поддержки НКО: «Для меня Школа очень важна, она является опорной площадкой для работы, дает мне новый толчок в развитии. Хотелось бы попробовать у себя озвученные на школе новые подходы и технологии, применить «находки», взятые из опыта других участников и экспертов. А самое главное — психологическое моральное чувство, что есть, на что опираться. Я говорю про потенциал экспертов, сообщества, которое существует. Я понял, что не один, почувствовал связь с сообществом, и у меня появилось больше уверенности и сил дальше заниматься проектной, консультационной и экспертной деятельностью. Думаю, что наше взаимодействие должно стать постоянной практикой».

Михаил Чернов, исполнительный директор Фонда местного города Чайковский: «Самая большая проблема для всех нас – разобщенность, хотя нас много таких «городских сумасшедших», которые живут общественным сектором, верят в него и убеждены, что без этой формы невозможно дальнейшее развитие государственности. Для меня важна такая идея – чтобы Ассоциация стала реально живой, мы должны встречаться. Чтобы оценка применялась эффективно, мы должны корректировать свои представления о ней, уточнять, правильно ли мы все понимаем. Тем более, что многие вещи меняются. Благодаря Школе мы можем убедиться, что не одиноки, что нас много, а еще мы можем узнать о новых течениях».

Елена Глуздакова, руководитель новосибирской Школы Бизнеса «Sreda»: «С механизмом оценки я знакома давно и активно применяю его в своей работе. Но Школа полезна тем, что здесь все очень систематизировано, а некоторые представленные аспекты заставляют меня пересмотреть индикаторы, которыми я пользуюсь. Например, то, что качественная оценка обязательно должна оцифровываться, я это когда-то делаю, когда-то нет, но теперь сама для себя решила, что идея очень полезна. У меня есть ощущение, что я много знаю, однако Школа может дать системное представление либо показать способы, которые я еще не использую в работе, а они очень ценны».

Мария Скокова, специалист отдела социальной деятельности компании «Сахалин Энерджи»: «Школа позволила упорядочить уже имеющиеся знания. Что касается внешней оценки наших программ, у нас работает эксперт. Внутри компании мы ведем свою конкурсную программу, и ее результаты оцениваем самостоятельно. А еще Школа дала мне возможность посмотреть на ситуацию со стороны, ведь большинство участников — представители НКО, и у меня появилась хорошая возможность понять, чем руководствуются эти люди, готовя свои проекты и с чем они сталкиваются в процессе их реализации».

Людмила Владыко, консультант отдела программ общественного развития Агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края: «Потенциал использования инструмента оценки в регионах еще недостаточный. Он востребован для внедрения в практику оценки государственных программ, но дополнительного образовательного ресурса пока не хватает. Мы стараемся работать через кадровый центр обучения госслужащих, проводить семинары. И сейчас есть хороший ресурс — внедрять систему оценки через НКО. У нас есть аутсорсинг на проведение экспертизы, мониторинга и оценки результатов реализации грантовой программы. И, как правило, общественные организации выигрывают этот тендер и выполняют работы по разработанным Администрацией края техзаданиям. Кузьмина я знаю очень давно, и каждый раз мне удается почерпнуть от него что-то новое. Ведь процесс идет, происходят изменения, накапливается интересный опыт других регионов. Школа очень качественная».

Татьяна Сейфи, правительство Хабаровского края: «Оценка у нас, безусловно, используются, поскольку сегодня край работает по программно-целевому методу и по государственным программам, направленным на решение тех или иных проблем. Оценка государственных программ – обязательное условие их функционирования. Как правило, мы либо проводи самооценку, либо выступаем в роли заказчиков внешней оценки государственной программы. От участия в этой Школе я вижу для себя два важных эффекта: во-первых, это возможность общения, обмена опытом и консультаций с экспертами высокого уровня квалификации, во-вторых, это обобщение и систематизация знаний, которые я где-то получала эмпирическим путем, где-то, занимаясь самообразованием. Надеюсь, что все, полученное на Школе, даст серьезный эффект в плане моей собственной профессиональной компетенции».

По мнению самих организаторов Школы оценки, в ней обучились участники с разным уровнем подготовки. Но все они пришли за практическими знаниями, ведь инструмент оценки нужен им для дальнейшей работы. Востребованность материалов Школы не вызывает сомнений.

«Я надеюсь, что все вы теперь оцените мою фразу, сказанную в самом начале Школы, что у меня такая высокая планка по проведению тренингов именно из-за того, что мой первый тренинг провел когда-то Алексей, — подытожила исполнительный директор НП «ИнА-Центр» Елена Малицкая. — Вы познакомились с одним из лучших опытов проведения семинаров и, надеюсь, поучили очень хороший уровень знаний по оценке».

В завершении организаторы Школы и тренер Алексей Кузьмин поблагодарили всех участников за партнерство, сотрудничество, интерес к теме и дружную работу.

СПРАВКА

Школа Оценки явилась частью Школы Социальных Программ, которая объединила два образовательных мероприятия — «Школу грант-менеджера» (проведена 7-9 июня 2015 Благотворительным Фондом развития сообщества «Гарант») и «Школу Оценки» (проведена 10-11 июня 2015 НП «ИнА-Центр»). Проведение Школ поддержано Министерством экономического развития РФ. Обе Школы проходили в городе Новосибирске.

Итоговая статья по Мастер-классу в рамках Дней СО НКО (сентябрь 2015)

Мастер-класс прошел 17 сентября 2015 года в рамках Дней социально ориентированных некоммерческих организаций и стал вкладом «ИнА-Центра» в выполняемую на территории 16 субъектов Российской Федерации программу «Усиление экспертного потенциала СО НКО в области оценки». Программа поддержана Министерством экономического развития РФ в рамках конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из федерального бюджета (2014 г.).

Участие в мастер-классе приняли более 70 человек – местные и приглашенные из других территорий Сибирского и Дальневосточного Федеральных Округов представители социально ориентированных некоммерческих организаций, ресурсных центров, органов власти, научного сообщества. Ведущими были тренеры НП «ИнА-Центр», имеющие большой опыт работы в некоммерческом секторе, управлении, оценке и мониторинге проектов, программах, услугах и конкурсах СО НКО, консультировании по проектам и проведение программного и управленческого аудита проекта, разработке индикаторов и т.д. — Ирина Решта и Павел Панин.

В течение четырех часов участники говорили об оценке программ, погружаясь в вопросы теории и затем пытаясь применить полученные знания на практике. Особенное внимание было уделено грамотной разработке индикаторов разного уровня: на уровне непосредственных результатов, социальных результатов, влияния на сообщество в целом, а также индикаторов экономической эффективности.

Группа участников подобралась совершенно «разношерстная», начиная от различия сфер деятельности ее представителей, заканчивая разным уровнем подготовки к проблеме мастер-класса: на нем присутствовали как начинающие оценщики, так и те, для кого понятия «оценка» и «мониторинг» вошли в повседневную практику работы.

Тренеры смогли грамотно использовать эту «разноуровневость». Опытных оценщиков они сделали экспертами, которые в рамках практических занятий делились своим опытом, рассказывали о конкретных проектах, выстраивали к ним дерево проблем и придумывали индикаторы. Начинающие оценщики учились на их примере и даже воспользовались возможностью доработать свои проекты, используя «коллективный разум».

А еще на мастер-классе была презентована брошюра «Оценка: от и до», составленная в рамках реализуемой программы МЭР. В ней оценка действительна рассмотрена «от и до», включая определения, живые примеры и рекомендации по ее проведению. Брошюра готовится к выпуску в октябре 2015 года. Участники мастер-класса получили ее пилотный экземпляр.

Презентационные материалы, а также более подробную информацию о ведущих мастер-класса можно получить по ссылке.

ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ ОЦЕНКИ: чтобы было после первой сессии и как прошла ВТОРАЯ СЕССИЯ (9-10 июня 2016)?

9-10 июня 2016 года в Архангельске состоялась вторая сессия Всероссийской Школы Оценки. В целом, Школа Оценки состояла из двух сессий, интервал между которыми составил год.

Это событие, как и в прошлом году, было проведено в рамках Школы Социальных Программ, состоявшей семинаров «Конкурс проектов и программ – жизненный цикл» (для начинающих) и «Ключевые процессы экспертизы проектов» (6 июня 2016) и Российской Школы Грантмейкинга (7-8 июня 2016), организатором являлся Благотворительный фонд развития сообщества «Гарант» и Школы Оценки 9- 10 июня 2016, организатор — НП ИнА-Центр.

На первой сессии Школы Оценки, которая прошла в Новосибирске в июне 2015 года, было больше 80 слушателей из 25 городов и сел, которые ознакомились с практическими основами оценки социально-ориентированных проектов и программ. Мы обсудили место оценки в системе управления программами и проектами; рассмотрели методы, принципы и инструменты оценки программ. Первая сессия завершилась обсуждением практических аспектов внедрения оценки. Материалы первой сессии выложены здесь.

После обучения участники выполняли практическую работу при консультационной и методической поддержке экспертов: проводили оценку проектов, программ, независимую оценку качества оказания услуг, готовили технические задания по оценке, оценивали уровень развития организаций, оценивали программы поддержки СО НКО. В начале выполнения этих практических «домашних заданий» слушатели приняли участие в вебинаре по этике оценки и выработали общие подходы к работе.

По ходу выполнения домашних задания для слушателей и всех заинтересованных лиц была проведена «Весенняя серия вебинаров по оценке», охватившая следующие темы: категориальные оценочные шкалы; социальный возврат на инвестиции; независимая оценка качества оказания услуг; особенности составления отчета по оценке и презентация его заказчику.

Вторая сессия Школы Оценки стала продолжением предыдущей и была ориентирована в основном на тех, кто уже имеет практический опыт или успел применить на практике знания, полученные на первой сессии. Около половины участников первой сессии приехали на вторую. На ней присутствовали 86 человек из 26 городов и сел. 88% слушателей оценили на 4-5 баллов из 5 общую программу конференции. В тексте ниже есть ссылки на выступления, презентации и дополнительные материалы.

Как отозвался один из участников о Школе Оценки: «Вкусно. Концентрировано, в тему. Замечательные спикеры», многие участники отмечали, что программа насыщенная и при этом удачно проработанная, «темы новые, «на острие». Также отмечали, что интересно было сравнить опыт разных территорий, и удачным был географический подбор – как мегаполисы, так и небольшие поселения. С одной стороны, это позволяет «увидеть специфику, перенять опыт» и даже «заглянуть в будущее самим СО НКО», а с другой стороны, присутствовавшие представители фондов воочию увидели некоторые региональные аспекты и смогли получить искреннюю обратную связь от жителей небольших городов. В анкете на вопрос «Какие еще вопросы после Школы Оценки у Вас остались?» несколько человек написали: «Основной вопрос – когда будет продолжение?»

Для того, чтобы ввести в курс дела тех, кто не имеет практического опыта, но заинтересован в оценке и решил принять участие во второй сессии Школы Оценки, мы провели вводный мастер-класс в начале работы, в первый день. На мастер-классе для начинающих оценщиков «Цели и сфера приложения оценки. Введение в инструменты и методы оценки« (ведущие Ирина Решта и Павле Панин, НП ИнА-Центр) были рассмотрены цели и место оценки в управлении проектом. Слушатели ознакомились со многими понятиями и подробно остановились на индикаторной оценке, рассмотрев ее на живых примерах. В качестве «базы» был взят проект одного из участников семинара и в рабочих группах мы проанализировали результаты этого проекта на разных уровнях и разработали часть системы индикаторов. 90% слушателей оценки практическую применимость знания на 4-5 по пятибалльной системе. Конечно, мы как оценщики, понимаем, что важна не оценка мастер-класса по его окончании, а оценка по истечении некоторого срока. Хотя один из слушателей сказал, что уже понял, как оценить устойчивость его проекта и как заранее продумать результаты на всех уровнях, чтобы повысить устойчивость проекта. По поводу мастер-класса для начинающих, участник сказали, что «Было много примеров из практики и это сделало материал доступным».

Для тех, кто был на первой сессии год назад, работа началась с рассмотрения типичных ошибок оценщиков-практиков и с анализа домашних заданий Алексеем Кузьминым (компания «Процесс Консалтинг»), по которым была дана обобщенная обратная связь. 100% участников семинара отметили, что полученную обратную связь можно использовать непосредственно на практике, улучшая работу.

Затем участники включились в обсуждение специфики мышления для проведения оценки, приняв участие в семинаре «Системное мышление в оценке« (ведущий – Алексей Кузьмин, компания «Процесс Консалтинг»). По мнению одного из участников, такие сложные темы «не только задают высокий уровень знаний и формируют грамотные подходы, но демонстрируют, что оценка — это действительно целая профессия, которая требует специфических навыков и даже специфического мышления».

Второй день Школы Оценки был посвящен более практическим вопросам. На пленарном заседании были подведены промежуточные итоги проекта «Усиление экспертного потенциала СО НКО в области оценки«, в рамках которого и проводится Школа Оценки, и было задано три генеральных линии дальнейшей работы Школы:

  • Оценка в применении к различным объектам и выполняемая для разных субъектов;
  • Инструменты оценки;
  • Подходы и тенденции.

В завершение Школы мы заглянули в завтрашний день оценки :)

Оценка в применении к различным объектам и выполняемая для разных субъектов

Что касается применения оценки к различным объектам и для разных субъектов, то эта тема раскрывалась на следующих секциях:

По мнению участников, мастер-класс был интересным (83,3% поставили максимально возможный балл) и в отзыве один участник написал: «Бесценный опыт был презентован. Интересно было узнать искренние мнения, а не прочитать формальные отчеты по оценке.»

  • Семинар: Оценка госпрограмм, ведущий – Елена Малицкая (Некоммерческое партнерство «Информационно-аналитический Центр развития гражданских инициатив» (НП «ИнА-Центр»). Семинар начался с выступлений практиков:
    Ирина Решта (НП ИнА-Центр, г.Новосибирск): Оценка потенциала СО НКО. В конце 2015 года специалисты НП ИнА-Центр разработали и апробировали уникальную для нашей страны методику оценки потенциала СО НКО. Работа проводилась в рамках государственного заказа Правительства Хабаровского края на проведение мониторинга результатов деятельности региональных организаций. Практическое применение методики уже принесло свои первые плоды. Основным продуктом применения этой методики является Индекс Социального Потенциала СО НКО – совокупный Индекс Социального Потенциала (ИСП) СО НКО определенной территории или же ИСП отдельно взятой СО НКО. По аналогии с инвестиционным потенциалом, ИСП отдельно взятой СО НКО показывает, насколько привлекательной является СО НКО для доноров, например, при проведении конкурса. Мы рассказали об опыте составления рейтинг ИСП территории. Совокупный ИСП территории показывает, какие именно направления развития СО НКО приоритетны для скорейшего решения социальных проблем территории. Заказчиками оценки потенциала являются и могут являться власти, крупный социально-ответственный бизнес. По этому же вопросу выступила Татьяна Сейфи, заведующий сектором по взаимодействию с социально ориентированными некоммерческими организациями Главного управления информационной политики и общественных связей Губернатора и Правительства Хабаровского края. Таким образом, было интересно рассмотреть эту тему – методику оценки потенциала — с двух позиций. Данная методика которая была презентована впервые в сообществе оценщиков.
  • Анна Риган (Камчатский краевой центр поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, г. Петропавловск-Камчатский): Результативность и эффективность поддержки ННО по итогам мониторинга проектов и программ ННО.
    • Анастасия Старикова (Некоммерческая организация «Фонд поддержки социальных инициатив «Содействие», г.Пермь): Специфика проведения мониторинга проектов тематического конкурса. Презентация вызвала интересное обсуждение, так как для оценки применялись более сложные в использовании качественные индикаторы.

Стоит добавить, что оценка в нашем понимании значительно отличается от оценочных функций, выполняемых контрольно-счетной палатой. Хотя, контрольно-счетная палата тоже проверяет достижение результатов, целевое использование финансирования в рамках программной деятельности. Сейчас контрольно-счетная палата активно занимается проверкой и контролем госпрограмм по поддержке СО НКО.

  • Мастер-класс: Оценка благотворительных программ бизнес компаний и частных фондов, ведущий – Наталья Тюшкевич (Благотворительный детский фонд «Виктория»). Мастер-класс был предельно практическим и проводился в формате групповых заданий, позволяющих осознать специфику работы с этим субъектом и получить практический опыт.

Инструменты оценки

Инструменты оценки подробно рассматривались на мастер-классе для начинающих (Цели и сфера приложения оценки. Введение в инструменты и методы оценки (ведущие: Ирина Решта, Павел Панин, НП «ИнА-Центр»), о котором более подробно рассказано выше.

  • Специфические подходы и инструменты также были рассмотрены на Семинаре: Оценка качества жизни в различных аспектах, ведущий – Екатерина Лычева (Благотворительный фонд развития сообщества «Гарант»).
    Для начала стоит понять разницу между уровнем жизни и качеством жизни. Понятие уровня жизни (близкое к уровню благосостояния) — это степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени. Уровень жизни базируется на объёме реальных доходов на душу населения и соответствующем объёме потребления. Организацией Объединенных Наций рекомендован перечень условий жизнедеятельности, которые в совокупности составляют понятие «уровень жизни»:
    Рождаемость, смертность, продолжительность жизни;
    • Санитарно-гигиенические условия жизни;
    • Уровень потребления продовольствия;.
    • Жилищные условия;
    • Возможности образования и культуры;
    • Условия труда и уровень занятости;
    • Баланс доходов и расходов;
    • Потребительские цены;
    • Обеспеченность транспортом;
    • Возможности для отдыха;
    • Система социального обеспечения;
    • Обеспечение прав и свобод человека.

По определению ВОЗ качество жизни — это восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системе ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами. Качество жизни определяется физическими, социальными и эмоциональными факторами жизни человека, имеющими для него важное значение и на него влияющими. Качество жизни — это степень комфортности человека как внутри себя, так и в рамках своего общества. По мнению социологов Финансового университета при Правительстве РФ, высокое качество жизни человека подразумевает:
• достаточную продолжительность здоровой жизни, поддержанную хорошим медицинским обслуживанием и безопасностью (отсутствием значимых угроз жизни и здоровью),
• приемлемый объем потребления товаров и услуг, гарантированный доступ к материальным благам,
• удовлетворительные социальные отношения, отсутствие серьезных общественных конфликтов и угроз достигнутому уровню благополучия,
• благополучие семьи,
• познание мира и развитие – доступ к знаниям, образованию и культурным ценностям, формирующим личность и представления об окружающем мире,
• учет мнения индивида при решении общественных проблем, участие в создании общепринятой картины мира и правил поведения человека,
• социальную принадлежность, полноправное участие в общественной и культурной жизни во всех их формах,
• доступ к разнообразной информации, включая сведения о положении дел в обществе,
• комфортные условия труда, дающего простор для творчества и самореализации, относительно короткий рабочий день, оставляющий человеку достаточно свободного времени для различных занятий.

Существуют интересные индексы, с помощью которых специалисты замеряют качество жизни — от индекса счастья и до индекса Биг-Мака).

Наиболее применимым с практической точки зрения является индекс качества жизни, разработанный компанией Economist Intelligence Unit, включает девять факторов качества жизни для определения оценки страны:
1. Здоровье: Ожидаемость продолжительности жизни (в годах). Источник: US Census Bureau;
2. Семейная жизнь: Уровень разводов (на 1 тыс. чел.), ставится оценка от 1 (мало разводов) до 5 (много разводов). Источники: ООН; Euromonitor;
3. Общественная жизнь: Переменная принимает значение 1 если в стране высокий уровень посещаемости церкви или профсоюзного членства. Источник: World Values Survey;
4. Материальное благополучие: ВВП на душу населения, Паритет покупательной способности. Источник: Economist Intelligence Unit;
5. Политическая стабильность и безопасность: Рейтинги политической стабильности и безопасности. Источник: Economist Intelligence Unit;
6. Климат и география: Широта, для различения холодных и жарких климатов. Источник: CIA World Factbook;
7. Гарантия работы: Уровень безработицы (в процентах). Источник: Economist Intelligence Unit;
8. Политическая свобода: Средний индекс политической и гражданской свободы. Шкала от 1 (полностью свободная) до 7 (несвободная). Источник: Freedom House;
9. Гендерное равенство: Измеряется путём деления средней зарплаты мужчин на зарплату женщин. Источник: UNDP Human Development Report.

Факторы качества жизни в более узком аспекте — к конкретным целевым группам — были рассмотрены на трех примерах:
Оценка качества жизни людей с ограниченными возможностями (Екатерина Лычева, Благотворительный фонд развития сообщества «Гарант», г.Архангельск);
Оценка влияния проектов по Серебряному возрасту на качество жизни пожилых людей (Людмила Синкевич (Дзержинская районная организация ВОИ, г.Пермь);
• Оценка программ в сфере детства (Наталья Тюшкевич (Благотворительный детский фонд «Виктория», г.Москва).

В завершении секции был рассмотрен пример, связанный с оценкой качества жизни на определенной территории: Екатерина Лычева (Благотворительный фонд развития сообщества «Гарант») рассказала о методике оценки социального самочувствия.

Об этом семинаре участники отозвались таким образом: «Информация была хорошо структурирована», «особенно интересным было выступление об оценке качества жизни людей с ограниченными возможностями», поскольку эта тема для России новая и мало обеспеченная методическими материалами и в нескольких анкетах написали, что было бы интересно «прочитать о результатах применения этой методики». На самом деле о результатах применения можно будет говорить только в очень обобщенном виде, так как по условиям данной оценки нельзя озвучивать результаты. Об этих этических нормах оценки также шла речь на семинаре.

Подходы и тенденции

Третья генеральная линия Школы Оценки была связана с подходами и тенденциями. Данная тематика раскрывалась на трех секциях:
• На семинаре по системному мышлению, ведущим которого был Алексей Кузьмин, компания «Процесс Консалтинг» (об этом семинаре было сказано выше);
• На семинаре про завтрашний день оценки: Будущее оценки: тенденции, вызовы, прогнозы, который провел также Алексей Кузьмин (Компания «Процесс Консалтинг»). Участники оставили очень хорошие отзывы о ведущем. Кратким иллюстрирующим выступлением стал пример об использовании телекомуникационных технологий и аппаратного обеспечения при проведении оценки Людмилы Владыко (консультант агентства молодежной политики и программ общественного развития Красноярского края. Секретарь Совета по краевым социальным грантам): Инструменты интернет-технологий в экспертизе проектных заявок и мониторинге реализации проектов государственной грантовой программы Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития». В целом этот семинар вызвал большой интерес участников — 93% поставили высшие оценки интересной подаче материала, но при этом 20% участников считают, что наше российское сообщество оценщиков не скоро попадет в этом светлое технологически развитое будущее, но направление движения задано — в одной из анкет указано: «Теперь мы знаем, куда идти и куда надо прийти»;
• Тенденция к безусловной профессионализиции сообщества оценщиков послужила основой для дискуссии «Профессиональный стандарт для специалиста по оценке программ и политик в социальной сфере«, которую провел Алексей Кузьмин (Компания «Процесс Консалтинг»). Очевидно, что профессия развивается, она востребована заказчиками. Участники пообещали дать обратную связь по разрабатываемому профессиональному стандарту, обсудив эту тему в своих регионах с коллегами.

По поводу этой линии Школы во многих отзывах написано, что «будущее покажет практическую применимость полученных знаний», но «знания однозначно интересные», нестандартные и «меняющие восприятие оцениваемой области».

На завершающем заседании были подведены итоги мероприятий, проанонсирована будущая конференция Ассоциации специалистов по оценке программ и политик и участники получили сертификат о прохождении курса Всероссийской Школы Оценки.

Как написал один из участников о прошедшем мероприятии: «Очень хорошо, но мало. Хочется продолжения». И закончим мы этот мини-отчет шутливым отзывом, высказанным на секции по будущему оценки: «Теперь я вижу, что будущее оценки в надежных руках — благодаря знаниям, полученным на этой Школе». Ведь в каждой шутке есть доля правды.

Фотография с первого дня Школы Социальных Программ
Фотография завершения первого дня Школы Социальных Программ

РАСПИСАНИЕ ШКОЛЫ ОЦЕНКИ и краткая информация по проведенным секциям

Время Секции
Первый день — 9 июня
9:00-10:00 Регистрация участников
10:00-12:00 Мастер-класс для начинающих оценщиков: Цели и сфера приложения оценки. Введение в инструменты и методы оценки / Ведущие: И.Решта, П.Панин (Некоммерческое партнерство «Информационно-аналитический Центр развития гражданских инициатив» (НП «ИнА-Центр») Семинар: Типичные ошибки оценщиков. Анализ практических работ и обобщенная обратная связь / Ведущий: А.Кузьмин (Компания «Процесс Консалтинг»)
12:00-13:30 Обед
13:30-14:00 Пленарное заседание
14:00-15:30 Семинар: Системное мышление в оценке / Ведущий: А.Кузьмин (Компания «Процесс Консалтинг»)
15:30-16:00 Кофе-брейк
16:00-17:30 Семинар: Системное мышление в оценке / Ведущий: А.Кузьмин (Компания «Процесс Консалтинг») — продолжение семинара
Второй день — 10 июня
10:00-12:00 Мастер-класс: Некоторые аспекты независимой оценки качества оказания услуг в социальной сфере/ Ведущий: О.Кочева (Центр ГРАНИ) Семинар: Оценка качества жизни в различных аспектах / Ведущий: Е.Лычева (Благотворительный фонд развития сообщества «Гарант»)
12:00-13:00 Обед
13:00-14:30 Семинар: Оценка госпрограмм / Ведущий: Е.Малицкая (Некоммерческое партнерство «Информационно-аналитический Центр развития гражданских инициатив» (НП «ИнА-Центр») Будущее оценки: тенденции, вызовы, прогнозы / Ведущий: А.Кузьмин (Компания «Процесс Консалтинг»)
14:30-15:00 Кофе-брейк
15:00-16:30 Мастер-класс: Оценка благотворительных программ бизнес компаний и частных фондов / Ведущий: Н.Тюшкевич (Благотворительный детский фонд «Виктория») Дискуссия: Профессиональный стандарт для специалиста по оценке программ и политик в социальной сфере / Ведущий: А.Кузьмин (Компания «Процесс Консалтинг»)
16:30-17:30 Подведение итогов

 


Новости проекта

Клуб PROОЦЕНКУ. Мониторинг.

Применительно к программам и проектам мониторинг чаще всего определяют как «систематический сбор информации о значениях заранее выбранных показателей для обеспечения руководителей программы (проекта) и других заинтересованных сторон сведениями о том, насколько успешно выполняются программа (проект) в целом и ее (его) отдельные компоненты, в какой мере достигаются поставленные цели, и как используются ресурсы».  [»]

Ступени эффективности: внедрение иерархической системы оценки и мониторинга

НП «ИнА-Центр» стал победителем второго конкурса Фонда президентских грантов 2020 года. В основу нового проекта заложен более, чем 25-летний опыт работы по поддержке организаций инфраструктуры третьего сектора, результаты оценки востребованности оказываемых ими услуг и оценки… [»]

Семинар: «Социальные услуги НКО»

5 апреля приглашаем представителей некоммерческих организаций, сотрудников ресурсных центров, представителей учреждений и активистов, кто заинтересован в развитии социальных услуг, на семинар по социальным услугам. Семинар будет проводится по адресу ул.Сакко и Ванцетти, 33 (цокольный этаж,… [»]

Презентация для начинающих оценщиков: шпаргалка

Мы сделали предельно простую брошюру об оценке. Мы постарались изложить материал легко, интересно и с юмором. О СОДЕРЖАНИИ На примере проекта «Репка», где, конечно же, есть дедка и бабка, да и другие персонажи известной всем… [»]

Шпаргалка начинающего оценщика

Отступив от классического варианта учебных материалов, мы решили использовать знакомые всем образы, чтобы доступно и увлекательно донести суть. Мы охватили все ключевые понятия оценки, собрали примеры и представили один кейс по НОК. Издание подготовлено НП… [»]

Практическая мастерская «Система мониторинга и оценки как часть управления»

Дорогие коллеги, заинтересованные в развитии своих организаций и в успехе реализуемых проектов! Мы приглашаем Вас на Практическую мастерскую «Система мониторинга и оценки как часть управления».  [»]

Конференция АСОПП «Оценка программ и политик в эпоху кризиса: вызовы и возможности»

Открыта регистрация участников конференции АСОПП «Оценка программ и политик в эпоху кризиса: вызовы и возможности». Конференция пройдет в Новосибирске 6-7 октября 2016 г., а перед конференцией будет день семинаров — 5 октября 2016 г. Мы… [»]

Состоялась вторая сессия Всероссийской Школы Оценки

ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ ОЦЕНКИ 9-10 июня 2016 года в Архангельске состоялась вторая сессия Всероссийской Школы Оценки. В целом, Школа Оценки состояла из двух сессий, интервал между которыми составил год. Это событие, как и в прошлом… [»]

Программа Школы Оценки: вторая сессия, 9-10 июня 2016

Дорогие друзья! Совсем скоро состоится вторая сессия Всероссийской Школы Оценки. Школа состоит из двух сессий, интервал между которыми составил год. Спасибо всем, кто принял решение участвовать в мероприятии. На первой сессии в июне 2015 года… [»]

Оценка потенциала некоммерческих организаций

Мы рады поделиться с Вами нашей новой разработкой. НП «ИнА-Центр» разработал методику оценки потенциала некоммерческих организаций. Данная работа была выполнена в рамках заказа Правительства Хабаровского края по мониторингу результатов деятельности СО НКО в Хабаровском крае.… [»]

Материалы весенней серии вебинаров по оценке

Завершилась серия вебинаров, проведенная при поддержке МЭР РФ в рамках программы «Усиление экспертного потенциала СО НКО в области оценки»: 24.03 — особенности составления отчета по оценке и презентация его заказчику (ведущий: Алексей Кузьмин, компания «Процесс… [»]

Оценка потенциала СО НКО – новое слово в развитии некоммерческого сектора

Cпециалисты Некоммерческого партнерства «ИнА-Центр» разработали и апробировали уникальную для нашей страны методику оценки потенциала СО НКО. Подробнее о разработке, ее результатах и потенциальных заказчиках – читаем здесь.
 [»]

Конференция АСОПП «Оценка программ и политик в эпоху кризиса: вызовы и возможности»

Бытует мнение, что оценка программ и политик актуальна исключительно в благоприятной социально-экономической ситуации. Разумно ли вкладываться в развитие оценки в периоды кризисов, когда и так обычно ограниченные ресурсы оказываются еще более ограничены? В периоды кризисов повышается значимость правильного определения приоритетов развития, выбора наиболее эффективных стратегий, своевременной корректировки хода реализации программ и проектов. Все это создает предпосылки для более активного использования оценки программ и политик как инструмента, позволяющего своевременно получать информацию для принятия решений. [»]

Подводим промежуточные итоги программы «Усиление экспертного потенциала СО НКО в области оценки»

Дорогие коллеги, принимающие участие в программе «Усиление экспертного потенциала СО НКО в области оценки» (при финансировании Министерством экономического развития РФ в рамках конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из федерального бюджета)! Мы подводим промежуточные итоги программы и опрашиваем благополучателей — будем благодарны за вашу помощь и отклики. [»]

Оценка потенциала СО НКО — разработанная и впервые примененная в России методика

В декабре 2015 г. Некоммерческим Партнерством «Информационно-Аналитический Центр Развития Гражданских Инициатив» (НП «ИнА-Центр», Исполнитель) по заказу Правительства Хабаровского края (Государственный заказчик) был проведен мониторинг результатов деятельности СО НКО в Хабаровском крае и прогноз их дальнейшего… [»]

Поздравление оценщика

Дорогие коллеги, подводя итоги Года оценки, мы объявили мини-конкурс новогодних поздравлений, содержащих любые единицы измерения счастья и любые показатели успешности, эффективности и результативности. К сожалению, приходится признать — конкурс не получился. Нам прислали всего лишь… [»]

Кейс №13. Опыт работы в сфере оценки Общественного совета Красноярского края

В октябре 2015 года специалисты Некоммерческого партнерства «ИнА-Центр», по заказу Министерства социального развития Новосибирской области, провели в Новосибирске серию бесплатных семинаров по вопросам независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги.  [»]

В Москве прошла первая конференция Ассоциации специалистов по оценке программ и политик

29-30 октября 2015 года, в рамках реализации проекта «Усиление экспертного потенциала СО НКО в области оценки», поддержанного Министерством экономического развития РФ по результатам конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из федерального бюджета, сотрудники НП «ИнА-Центр» приняли участие в первой конференции Ассоциации специалистов по оценке программ и политик на тему «Оценка программ и политик в России: становление профессии» [»]