Сообщества для людей

kakoi-trafik-vybrat-dlya-partnerok

Дата начала: 31.10.2014

Дата окончания: 30.06.2015

Предыстория

С момента основания в 1995 году миссией СЦПОИ была поддержка и развитие НКО. В 2003 году миссия организации была сформулирована заново, и главной задачей стала поддержка гражданских инициатив, вовлечение граждан в процессы принятия решений и решения актуальных проблем сообщества. Изменились приоритеты. СЦПОИ начал активнее работать с муниципалитетами, внедряя социальные технологии повышения активности граждан, поддержки общественных инициатив.
Когда мы анализировали успешный опыт российских и зарубежных коллег, то узнали о Модели эффективного самоуправления в сообществе, которая подходит для задач и описания направлений деятельности СЦПОИ и практически подводит теоретическую базу под всю нашу деятельность.
Мы представляли сложности адаптации модели к нашим реалиям, и СЦПОИ была разработана программа «Сообщества из людей, через людей и для людей».
С 2006 года вступил в силу ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый 06.10.2003 года. Реформа местного самоуправления реализовывалась со значительными трудностями, связанными с отсутствием положительных практик, подготовленных специалистов и четкой нормативной базы. Кроме того, многие поселения столкнулись с проблемой вовлечения граждан в управление на местах.
Сибирский Центр пригласил представителей муниципальных образований Сибири принять участие в конкурсе на участие в программе по разработке российской системы мониторинга и оценки качества жизни и модели эффективного управления муниципальным образованием. Интерес был большой. Как говорили сами участники программы впоследствии, в муниципальных образованиях не знали как действовать, с какой стороны подступиться к задачам, обозначенным в Законе, особенно касающимся работы с гражданами.
На начальном этапе через конкурсную процедуру были выбраны 6 муниципальных образований из 6 регионов (Новосибирская, Томская, Кемеровская, Иркутская области, Красноярский край, Республика Алтай), 4 сельских района и 2 города.

Вся работа, начатая нами в 2006 году и продолжающаяся по сей день, была разбита на 5 этапов. Таким образом в конце 2014 года мы начали пятый этап программы.

Реализованные и текущий этапы программы

I этап (март 2006 – февраль 2008)

Задача 1: Усиление партнерства между органами местного самоуправления и гражданами в вопросах развития сообщества за счет внедрения Модели эффективного управления.
Задача 2: Повышение доступности для граждан информации, касающейся стратегии и целей развития сообщества.
Задача 3: Повышения уровня экспертизы в области оценки на местном и региональном уровне.

Были выбраны 6 МО на конкурсной основе в 6 областях. Мы работали в партнерстве с экспертами «Эпстейн энд Фасс», имеющими опыт работы по этой Модели. Было проведено обучение команд муниципальных образований и сопровождающих экспертов, а также практическая работа в муниципальных образованиях между семинарами. По итогам 2 лет работы был описан опыт адаптации и внедрения модели в российских реалиях, написаны кейсы, издана книга «Шаг за шагом на пути к местному самоуправлению». Практики работы с сообществом институциализировались: были созданы советы граждан, новые НКО, разработаны и реализованы конкурсные механизмы.

II этап (март 2008-февраль 2010)

Задача 1: Расширенное распространение Модели и опыта 1 этапа проекта на региональном уровне.
Работа шла в 3 регионах, выбранных по результатам, достигнутым пилотными сообществами: Томская и Иркутская области, Республика Алтай.
Задача 2: Дальнейшее развитие и институционализация российского подхода к эффективному управлению муниципальными образованиями.
Продолжение работы в отдельных сообществах, принимавших участие в 1 этапе, но не вошедших в число пилотных регионов, а также в новых сообществах, которые определили эксперты.
Продолжение работы по определению индикаторов качества жизни «снизу вверх».
Задача 3: Продвижение Модели и практики ее применения для реализации ФЗ№131 на федеральном уровне.

Был проведен ряд рабочих встреч и обучающих семинаров в регионах. Была проведена работа в пилотных МО по укреплению модели, выработке индикаторов. Участники программы прошли стажировку. На этом этапе эксперты на местах работали самостоятельно, но им оказывалась дистанционная поддержка разработчиками модели. В конце этапа была проведена заключительная конференция. Продвижение Модели шло через такие организации как АСДГ, МЭРТ РФ, СибАГС. Мы создали систему распространения информации, навыков и экспертизы для заинтересованных МО и регионов России.

III этап (март 2010-февраль 2012)

Задача 1: Укрепление Модели эффективного управления
Новый аспект – компонент экономического развития территории, использование опыта «Зеленого дома»
Включение граждан в бюджетный процесс.
Задача 2: Повышение понимания и поддержки власти нашего подхода к эффективному управлению
Задача 3: Улучшение доступа к информации и обучению граждан в малых городах и сельских поселениях.

Использование интернет-технологий в нашей работе стало более активным: одby из результатов — разработка дистанционного обучающего курса.
Была продолжена работа в муниципалитетах. Проведены обучающие семинары и разработан и проведен дистанционный обучающий курс. Участники проекта научились разрабатывать индикаторы, приняли участие в разработке целевых программ. Появились новые механизмы на территориях (конференции граждан, работа с видением будущего территории, инструменты определения потребностей).
Книга «Шаг за шагом» была дополнена кейсами и переиздана. Также прошли конференции по программе.

IV этап (март 2012 – февраль 2014)

Задача 1: Повышение роли оценки в развитии местного самоуправления и для развития социальной и экономической стратегии территорий.
Задача 2: Укрепление устойчивости муниципальных образований за счет развития на их территории малого бизнеса.
Задача 3: Расширение доступности информации о Новой модели, а также доступное обучение её применению.

Была продолжена работа в муниципалитетах и продвижение технологии на региональном уровне (муниципальные и региональные семинары, форумы и конференции). Проведены обучающие семинары по оценке. За счет привлеченного дополнительного финансирования – участники проекта прошли обучение бизнес-проектированию и начали работу по развитию малого бизнеса в своих регионах, причем были привлечены бизнес-партнеры. Продолжился дистанционный обучающий курс для муниципальных служащих и других заинтересованных организаций, но акцент в нем был смещен на оценку. На основе полученного опыта и новых кейсов была дополнена и переиздана книга «Шаг за шагом». Заключительная конференция прошла в г.Новосибирске.
Самое главное – проведение независимой оценки с привлечением граждан стало трендом, оценка проводится на федеральном, региональном и муниципальном уровне, эксперты по этой теме востребованы.
Подход к оценке был изменен (вместо разработки системы индикаторов «снизу-вверх» – оценка государственных и муниципальных услуг и учреждений с участием граждан, общественных организаций). Однако, пока наблюдается недостаточное внимание к оценке в привлечением общественности на этапе разработки стратегий социального-экономического развития регионов.
Логика поэтапной работы по реализованным этапам проекта отражена в Приложении 1.

V этап (2014 – 2016)

За прошедший период были достигнуты определенные значимые результаты за счет проведения планомерной работы на целевых территориях в регионах. В качестве рабочих регионов на текущем этапе взяты: Иркутская область, Красноярский край, Новосибирская область. Целевыми территориями будут выбраны муниципальные образования в этих регионах (будут определены на первом периоде деятельности по проекту). В каждом регионе будет выбрано по 2-3 целевых территории, по возможности сохраняя баланс сельских и убранизированных территорий. Итого будет 8-9 целевых территорий.
В сообществах, где уже велась работа, по результатам проводимых ежегодного анализа, зафиксирован рост уровня удовлетворенности качеством жизни, а также присутствует готовность граждан принимать участие в жизни территории. Главы муниципальных образований, с которыми шла работа, отмечают, что модель дала систематизацию и позволила в той или иной мере выработать стратегию дальнейшего развития сообщества. Поэтому целью нового этапа работы будет Повышение эффективности использования потенциала сообществ для повышения качества жизни граждан.
Применяемая нами Модель эффективного управления является успешной, что подтверждено четырьмя этапами проекта. Поэтому на данном этапе надо добиться устойчивости и транслировать наши знания дальше, учитывая накопленный опыт. За прошедший период работы по проекту в разных регионах более эффективными показали себя разные социальные технологии, что было продемонстрировано на заключительной конференции по предыдущему этапу проекта. Настало время не только выявить эти технологии, но и доработать их, формализовать и описать кейсы по реализации технологий и извлечь уроки, проанализировав преодаленные сложности. Поэтому в начале проекта запланирован диагностический блок с вовлечением представителей местных сообществ и самих муниципалов.

Что и как мы планируем делать?

От тактики к стратегии развития целевых территорий

На предыдущих этапах проекта акцент в работе ставился на взаимодействие с представителями муниципальной власти. Работа на целевых территориях велась через команды, в которые входили представители НКО, власти и СМИ.
При таком подходе важным фактором успеха является тесная связь с командой, причем в первую очередь человеческие отношения и мотивация представителей команды, а не внедрение правовых механизмов. Кроме того, рисками при таком подходе являлись частая смена власти и отсутствие преемственности. Для минимизации этого риска на новом этапе акцент будет смещен на работу с представителями сообществ, на более активное их вовлечение в диагностику и оценку социальной ситуации на целевых территориях.
Оценка с привлечением общественности применяется, однако, она ориентирована на уже существующие объекты оценки (например, определенные учреждения) и использование уже существующих механизмов оценки, а для повышения качества жизни нужен выход на метауровень, то есть стратегический подход. Модель может стать основой для разработки стратегии развития муниципальных образований, в том числе через вовлечение граждан в определение стратегических приоритетов.
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования – это базовый документ планирования развития муниципального образования, определяющий долгосрочное видение его экономической роли в регионе, стране, мире, необходимое для этого состояние внутренней экономики (в том числе, инфраструктуры), а также устанавливающий последовательные шаги по достижению данного стратегического видения. Основная цель разработки стратегии – формирование системы долгосрочных приоритетов, целей, задач и мероприятий социально-экономического развития, выраженного в повышении качества жизни населения муниципального образования.

Основными задачами разработки стратегии являются:
• оценка текущего состояния экономики и социальной сферы муниципального образования, выявление проблем и перспектив развития отраслей непроизводственной сферы, материального производства и услуг с учетом ресурсов;
• определение приоритетных направлений социально-экономического развития территории;
• определение механизма реализации стратегии;
• оценка социально-экономических последствий реализации стратегии.
Для того, чтобы стратегия позитивно повлияла на качество жизни населения, важно вовлечь в ее разработку представителей населения. Их участие важно как минимум на следующих этапах:
• Оценка уровня жизни в муниципальном образовании;
• Оценка действующих мер, направленных на развитие муниципального образования и оценка качества оказания муниципальных услуг;
• Определение долгосрочных приоритетов социального развития муниципального образования;
• Разработка системы целевых показателей стратегии, с учетом их важности именно для населения, в привязке к изменению качества жизни населения муниципального образования

Усиление оценщиков, как одной из ролей в рамках Модели и работа с общественными советами

Модель эффективного управления муниципальным образованием выделяет 5 основных ролей граждан:
• Граждане как заинтересованные стороны. Граждане проявляют себя в качестве заинтересованных сторон, будучи потребителями любых товаров и услуг. У граждан есть также другие поводы выступить в качестве заинтересованной стороны: они могут владеть собственностью или бизнесом, работать или учиться на данной территории, входить в организацию, здесь работающую.
• Граждане как представители и защитники групповых интересов. В качестве защитников интересов граждане активно отстаивают или продвигают конкретные интересы – например, свои собственные, семейные, или группы соседей; интересы бизнеса, определенной группы населения; животных или проблемы окружающей среды.
• Граждане как инициаторы диалога. Граждане способны инициировать диалог между населением и властью. Это может проявляться в формировании общей позиции той или иной социальной группы, формулировании общественно значимых приоритетов, общей проблематики и поиске оптимальных путей ее решения.
• Граждане как оценщики. Члены сообщества занимают активную позицию по отношению к процессам принятия важных для сообщества решений. Дают свою оценку и экспертизу происходящим событиям, а также деятельности учреждений и организаций на данной территории.
• Граждане как партнеры. Успех передовых практик управления невозможен без максимального включения граждан в реализацию значимых для сообщества проектов и программ с использованием собственных или привлеченных ресурсов. Став партнером, гражданин переходит от позиции наблюдателя, жалобщика или критика на позицию ответственного — человека, принявшего на себя ряд обязанностей за улучшение качества жизни в своем сообществе.

Анализ показывает, что в муниципальных образованиях уже много активных граждан, а оценщиков и экспертов — мало. Поэтому надо уделять более пристальное внимание их обучению и тем самым повышать эффективность использования потенциала местных сообществ. Чтобы получать структурированную обратную связь и повысить эффективность взаимодействия с гражданами и эффективность независимой оценки, надо работать с общественными советами.

Тиражирование опыта

Проведенная работа предоставит новые данные для анализа и позволит найти новые успешные технологии решения социальных задач в регионах. Обмен опытом на уровне регионов, а затем на межрегиональном уровне позволит найти способы преодоления барьеров и увидеть новые направления развития.

Цели и задачи

Цель программы: Повышение эффективности использования потенциала сообществ для повышения качества жизни граждан.

Основные задачи настоящего этапа программы (то есть выполняемого в 2014-2016 проекта):
1. Повышение эффективности использования потенциала сообществ для разработки стратегии развития целевых территорий;
2. Улучшение качества проводимой независимой оценки через повышение эффективности работы общественных советов;
3. Обобщение и тиражирование опыта по повышению эффективности использования потенциала сообществ для повышения качества жизни граждан.

Деятельность по проекту

Период

Задачи

Деятельность

Стратегический период: 6 месяцев

1.Повышение эффективности использования потенциала сообществ для разработки стратегии развития целевых территорий;

2.Улучшение качества проводимой независимой оценки через повышение  эффективности работы общественных советов;

3. Обобщение и тиражирование опыта по повышению эффективности использования потенциала сообществ для повышения качества жизни граждан.

1.Проведение диагностического анализа на целевых территориях, где проводилась работа в предыдущие этапы по проекту (цель – определить слабые места; выявить успешные технологии социально-экономического развития территорий; определить территории, где есть потенциальные точки социально-экономического роста и ниши для их развития)
2.Стратегическая сессия:определение целевых территорий и форм работы с ними (старых целевых территорий для продолжения работы и новых целевых территорий);выявление рекомендуемых к внедрению технологий социально-экономического развития территорий
Основной период: 12 месяцев 3.Проведение основной работы по проекту:

  • Формализация работы с новыми целевыми территориями (договоры, координаторы, унификация информационного обмена и тд.) и пролонгирование взаимоотношений с уже вовлеченными территориями

Для новых территорий:

  • Проведение консультаций при создании/развитии общественных советов (в т.ч. консультации по взаимодействию с представителями сообществ, которые готовы взять на себя роль оценщиков и экспертов)
  • Тренинг для начинающих оценщиков
  • Отработка навыков при консультационной поддержке
  • Тренинг по применению инструментов оценки для разработки стратегии социального-экономического развития территории
  • Период применения полученных знаний при экспертном сопровождении общественных советов

Для старых территорий:

  • Тренинг, который позволит улучшить качество оценки учреждений/услуг
  • Тренинг по применению инструментов оценки для разработки стратегии социального-экономического развития территории
  • Период применения полученных знаний при экспертном сопровождении общественных советов
Период обмена опытом: 6 месяцев 4.Анализ наработанного опыта

  • Круглые столы на местном уровне по технологиям работы общественных советов и по определению проблемных зон по итогам проведенной работы
  • Анализ опыта и описание кейсов
5.Обмен опытом и тиражирование:

  • Межрегиональная конференция по технологиям работы общественных советов и по устранению проблемных зон
  • Подготовка электронного издания с кейсами и методическими рекомендациями по различным аспектам работы общественных советов
  • Размещение информации на info345.ru
    • Выпуск журнала «Эффект присутствия» с кейсами
    • Информация по итогам проекта будет распространена через рассылку МОФ СЦПОИ