№21, журнал «Эффект присутствия» (1) 2002

рука_с карандашом

ТЕМА НОМЕРА: конкурс проектов СФО.

Эффект присутствия — из письма в редакцию: «Как-то взяла я в руки очередной номер вашего журнала и вдруг, неожиданно для себя самой, задумалась над его названием… Классное название, да и только: “Эффект присутствия”! Ни больше, ни меньше. Это именно – эффект, именно – присутствия. Этакое ощущение постоянной, невидимой поддержки…»

Прочитать полную версию письма можно, скачав журнал по ссылке внизу, а пока — выдержка из письма председателя Читинской ООО ВОГ Ольги Зубаровской:

75 лет исполнилось в прошлом году Всероссийскому обществу глухих (ВОГ). 75 лет в 2003 году будет нашей Читинской организации неслышащих. Все эти годы мы, неслышащие, почти все инвалиды с детства – вместе.

В общем-то считаю, что о себе говорить неприлично, но тогда, наверное, трудно будет понять, что заставило меня взяться за эту статью. Да и жизнь моя настолько необычна… До 9 лет я была самым обыкновенным ребенком и вдруг случилось нелепое и страшное: осложнение после гриппа, итог которого – почти полная глухота. 3 года не училась, а потом – школа для глухих детей.

Естественно, что в школе училась шутя, ведь слух-то потеряла “поздно”, когда уже и говорила, и за плечами было два класса массовой школы, а также три года домашнего ежедневного “глотания” книг. Сравнивать мое развитие с детьми, которые либо родились глухими, либо оглохли рано, просто неэтично. Кроме того, что я “лезла” во все сферы общественной жизни школы, я еще начала заниматься волейболом. Прекрасный тренер, ежедневные многочасовые тренировки, и, как следствие, сборная страны и “золотые” медали Всемирных игр глухих (ФРГ, Кельн, 1981) и чемпионата Европы (Дания. Вайле, 1982).

Учеба “одиночкой” (ведь групп-то глухих в учебных заведениях родного города не было) сначала в политехническом техникуме, потом в культпросветучилище, затем – на филфаке пединститута. Сколько слез было – знают только мои близкие. Это, если хотите, было покорение (с их помощью) самой себя…