Этика оценки поможет в сложной ситуации быстро принять правильное решение

image-15-10-15-04-10

Оценка как сфера профессиональной деятельности, этика оценщика, базовые принципы оценки проектов и программ, принципы, выработанные IPEN и АСОПП – вот те вопросы, которые были подробно рассмотрены в ходе вебинара «Этика оценки».

Вебинар был проведен НП «ИнА-Центр» 15 октября в рамках реализации проекта «Усиление экспертного потенциала СО НКО в области оценки», поддержанного Министерством экономического развития РФ по результатам конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из федерального бюджета. На протяжении 30 минут гуру в сфере оценки — международный консультант по оценке программ и организационному развитию, генеральный директор ООО «Компания «Процесс Консалтинг», президент АСОПП Алексей Кузьмин общался с участниками вебинара — начинающими оценщиками и оценщиками с опытом работы.

Разговор ведущий начал с определения базовых понятий. По его словам, профессиональная этика – это совокупность моральных принципов, определяющих поведение представителей профессии в той или иной повторяющейся ситуации. Иными словами, следование определенным этическим нормам – это свидетельство зрелости профессии. В какой-то момент представители одной профессии приходят к консенсусу, договариваются между собой об общих ценностях и нормах поведения. Так рождаются этические принципы, в основе формирования которых лежит живой опыт участников процесса.

Далее А.Кузьмин подчеркнул, что оценка – это не инспекция, не строгая проверка с целью выявить нарушения и наказать виновных. Оценка ориентирована, в первую очередь, на развитие, на получение нового знания, улучшения проекта. И совершенно неправильно и неэтично, когда люди, проводящие оценку, пытаются занять позицию инспектора. Они должны проводить эту работу в сотрудничестве с теми, кого оценивают.

Алексей Кузьмин подробно остановился на принципах оценки, которые приняты во всем мире разными профессиональными сообществами. Среди них:
• Уважение к людям, причастным к оценке (к тем, кого оценивают, кто оценивает и кто будет пользоваться результатами оценки).
• Открытость оценки. Все стороны обязательно должны быть заранее проинформированы о проведении оценки, об ее целях и вариантах использования результатов.
• Соблюдение принципа отсутствия конфликта интересов.
• Безопасность. Риск опасной ситуации должен быть сведен к минимуму. Нужно заранее быть готовыми к тому, что отчет о результатах оценки может содержать плохие новости.

Рассказал ведущий и о принципах оценки, разработкой которых занимается Ассоциация специалистов по оценке программ и политик (АСОПП):
• Ориентация на практическое использование результатов оценки,
• Компетентность исполнителей оценки,
• Корректность методологии оценки,
• Открытость оценки,
• Безопасность,
• Адаптивность.

По словам Кузьмина, эти принципы должны одновременно соблюдать интересы как заказчика оценки, так и его исполнителя и тех, чей проект будет оцениваться. «Разработанный нами свод принципов будет инклюзивным, — говорит Алексей Кузьмин. – Он будет распространяться на все заинтересованные стороны».
Теоретическую часть вебинара сменила практическая, в ходе которой участники смогли задать ведущему вопросы. Их интересовало, например, какой квалификацией должен обладать специалист, чтобы заинтересовать заказчика и получить работу по оценке, что должно быть заложено в техническом задании, чтобы заказчик мог контролировать этичность работы оценщика, какие разрешительные документы и от кого нужно получить, приступая к оценке работы детских образовательных учреждений и т.д.
Презентация А.Кузьмина выложена здесь.

Термин «инклюзивный» происходит от средн. лат. inclusivus «включительный». Предполагающий включение кого-либо, чего-либо в общую картину, в какое-то множество.