Создание и работа эффективных коалиций

рука_с карандашом

«Coalitio» значит…

В решении многих важных социальных проблем большую роль играет «третий сектор». Для государства и органов местного самоуправления «третий сектор» – серьезный партнер в обеспечении прав граждан и удовлетворении их разнообразных потребностей.

Как свидетельствует опыт дореволюционной России и современных развитых зарубежных стран, а также постепенно накапливающийся новый опыт российской действительности, социально значимые проблемы наиболее успешно решаются именно через сотрудничество государственных органов, коммерческих структур и негосударственных, некоммерческих организаций. В то же время огромный резерв повышения эффективности деятельности НКО — сложение их усилий через создание временных или постоянных коалиций (от лат. coalitio — объединенный; союз на добровольных началах для достижения общих целей). Силы и возможности некоммерческих организаций в достижении своих целей в обществе, содействии его демократизации значительно увеличиваются, если они действуют сообща, разрабатывают и реализуют общие проекты, вместе проводят семинары, конференции, вырабатывают согласованные решения по актуальным проблемам, волнующим население. Чем эффективнее некоммерческие организации объединят свои усилия, тем успешнее они смогут решать поставленные задачи. Коалиции создаются для достижения как некоторых краткосрочных, так и серьезных долгосрочных целей. Создание коалиции позволяет более полно осуществлять уставные цели организации, эффективно обмениваться информацией, убедиться в своих силах. Но самое главное — создание коалиций помогает каждому осознать свою значимость в общественной жизни. Не просто как отдельной, пусть даже и эффективной, организации, но как важной составной части общества, которая зовется «третий сектор». Алгоритм создания коалиций может быть разным, но важно определить идею, ради которой готовы объединяться и решать важные для общества проблемы все те, кто не может смотреть на них равнодушно, независимо от того, в какой организации или структуре они работают.

Почему мы проводим общественные кампании

«Если рассматривать общество как систему, состоящую из множества подсистем с различной природой, разнообразными группами интересов, совпадающими или противоречащими в каждом определенном случае, то очевидно можно просчитать и реализовать разнообразные пути влияния на общественно значимые решения. Мне думается, что некоммерческий сектор с его мотивацией, энергией, альтруизмом и технологиями блестяще реализует такой подход, и за последние десять лет стал катализатором этих процессов в России. Это кажется удивительным. Я всегда считала, что гражданское общество, к которому мы стремимся, это, прежде всего, общество людей, владеющих частной собственностью. Вследствие чего у людей появляются экономические интересы и необходимость их отстаивать, влиять на власть для их защиты. Тогда как в России последствием перестроечной политики государства явилось отчуждение от собственности большого слоя среднего класса, сформировавшегося еще в советский период. Отчуждение от собственности неизбежно ведет к отчуждению от власти. Поэтому большая часть населения оказалась исключенной из сферы общественной и политической жизни на десятилетие. Но, видимо, помимо интересов экономических, существуют интересы социальные, и сильно в менталитете россиян уважение к общественным ценностям. Гражданское движение в России набирает обороты, и организующая роль в этом процессе принадлежит некоммерческому сектору. Вот такими размышлениями мне хотелось поделиться с вами, чтобы ответить на вопрос – почему мы занимаемся общественными кампаниями. По степени влияния и достижения результатов общественную кампанию сложно сравнить с какой-либо другой технологией. Она формирует давление «снизу» и создает, таким образом, условия для переговорных процессов и участия в принятии решения по той или иной проблеме. В зависимости от поставленных целей кампания неизбежно вовлекает основные группы интересов и влияния: власть и бизнес напрямую, общественное давление уже есть факт влияния на принятие решения. Власть не может не реагировать, «затушевывать» решение проблемы. Бизнес идет на уступки и/или компенсации в интересах населения в одних случаях (экологические кампании), в других – выступает в качестве партнеров (благотворительные кампании). Граждане вовлекаются в процесс реализации своих прав и учатся защищать свои интересы — кампания ведет к повышению информированности населения в области его прав, а человек начинает защищать свои права только тогда, когда он знает – в чем его права нарушены, как это скажется на его здоровье, благосостоянии, и как эти права защищать».

Инга Зиновьева, г. Чита

Допустим, в вашем регионе «подросла» и «оперилась» целая группа сильных НКО. Начались проблемы разграничения сфер влияния… Перед вами возможные варианты решения проблем конкуренции, предложенные участниками общесетевой встречи МОФ СЦПОИ («Вся сибирская сеть»), состоявшейся в мае 2002 г. в г. Красноярске. Но (интересный момент!) обратите внимание: участники обсуждения «за» сильные НКО. И если в регионе таковых нет, то надо сделать все, чтобы они появились. Потому что в конечном итоге мы работаем на укрепление сектора. Сделай конкурента союзником, и ты выиграешь!

Конкретные примеры различных коалиций, действующих на территории Сибири и в некоторых других регионах России, вы можете найти в журналах «Эффект присутствия»:

№3-2002 г. — Коалиция «Дети улиц» (Иркутск), «Добрый город» — уличная ярмарка (Омск), «Город молодых» (Новосибирск), «Лучше быть активным, чем радиоактивным!» (общественная кампания в Новороссийске), День рождения озера (Иркутск).

№5 — 2005 г. — Движение за продвижение (идея бережного отношения к малым рекам находит свое воплощение в Читинской области). Эстафета «Речная лента» Российской сети рек. Предупреждение и просвещение – вот задачи коалиции (организации гражданского общества объединились для координации усилий в противодействии коррупции в Иркутской области в сотрудничестве с органами власти и другими заинтересованными субъектами). Итог – приказ Генеральной прокуратуры (на Дальнем Востоке добились неплохих результатов в отстаивании интересов малого бизнеса). Первые шаги (в Зырянском районе Томской области объединились для профилактики наркомании). Совет общественности – не формальность (Совет общественности Кузбасса работает с 2000 г.). «Общага» — это звучит грустно. Но не безнадежно (жителям общежитий старается помочь коалиция в Красноярске). В Новосибирске такая же проблема (группа «общественников Новосибирска защищает права обитателей «общаг»).