В Новосибирске предложено создать центр профессионального образования инвалидов

рука_с карандашом

РОО «Институт социальных технологий» и Центр конфликтологии и исследований социальных проблем НГТУ завершили совместный проект по Программе поддержки гражданского общества «Диалог» «Исследование образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте преодоления социальной эксклюзии».

В рамках проекта было проведено комплексное социологическое исследование состояния профориентации в системе образования детей-инвалидов. В опросах приняли участие 764 ребенка с ограниченными возможностями в возрасте14-18 лет, из них 468 человек обучаются в спецшколах, 296 – в колледжах и вузах.

Всего в Новосибирской области насчитывается 2244 ребенка-инвалида этого возраста, поэтому выборка вполне репрезентативна.

Из анализа данных можно видеть, что для студентов-инвалидов колледжа и вуза очень значимо получение среднего или высшего профессионального образования. Они прекрасно понимают, что образование дает возможность найти свое место в жизни. И если студенты колледжа идут учиться, чтобы в первую очередь найти себе друзей (50%) и обогатить свободное время (28,8%), то студенты вуза на первое место ставят чувство полноценности (72,5%), возможность утвердиться в жизни (71,4%) и развить себя как личность (64,4%).

Мнения по поводу доступности образования разделились. Большинство студентов полагает, что при желании образование доступно всем. Меньшая часть опрошенных считает, что образование доступно только избранным, как по финансовым причинам, так и из-за проблем со здоровьем. Стоит отметить, что желание студентов, получающих среднее профессиональное образование, продолжить учебу в вузе, уменьшается от курса к курсу. К четвертому курсу студенты уже почти не хотят получать высшее образование. Это связано с тем, что они начинают осознавать все реальные сложности, которые могут у них возникнуть.

Результаты исследования были представлены на круглом столе, где заинтересованные стороны могли обменяться мнениями по поводу обозначенной проблемы. Несмотря на то, что на презентацию собрались специалисты, они узнали для себя много нового. Оказалось, что в Новосибирской области 7 профессиональных училищ для детей с ограничениями по здоровью, однако даже они не покрывают потребности, тем более, что предлагают довольно узкий перечень специальностей. Показательной выглядела «вилка» между восприятием профориентационной работы Центров занятости детьми-инвалидами и оценкой этой же работы департаментом труда и занятости Новосибирской области. Департамент оценивает работу Центров занятости по профориентации инвалидов, в том числе и детей, достаточно высоко, однако дети эту работу почти не замечают.

Татьяна Дегтярева, заместитель декана факультета гуманитарного образования Новосибирского технического университета, внесла предложение создать межвузовский центр для реализации всех ступеней профессионального образования. Центр мог бы формировать базы данных абитуриентов с ограниченными возможностями, предоставлять информацию о том, какие профессии и где ребенок может получить, помогать молодому человеку адаптироваться к вузу и коллективу.

Контакты: Людмила Алексеевна Осьмук, директор центра конфликтологии НГТУ,
Галина Анатольевна Иванова, президент РОО «Институт социальных технологий»,
(383) 344-50-48.