Программа «Материнская плата»

рука_с карандашом

Программа «Материнская плата», июнь 2010 г.

Контактная информация:

Иван Комаров (k@scisc.ru)

Сара Линдеманн-Комарова (ECHOSiberia@gmail.com)

 

Введение:

Комплексная программа «Материнская плата» разрабатывалась с целью содействия развитию гражданского общества в регионах России через использование ИТ-технологий и расширение партнерских отношений между НКО и ИТ-компаниями, ИТ-специалистами и ИТ-студентами. «Аппаратным обеспечением» для развития «материнской платы гражданского общества» служат ресурсные центры гражданского общества (РЦГО), которые входят в Коалицию «Регионы».

Программа «Материнская плата», июнь 2010 г.

Контактная информация:

Иван Комаров (k@scisc.ru)

Сара Линдеманн-Комарова (ECHOSiberia@gmail.com)

 

Введение:

Комплексная программа «Материнская плата» разрабатывалась с целью содействия развитию гражданского общества в регионах России через использование ИТ-технологий и расширение партнерских отношений между НКО и ИТ-компаниями, ИТ-специалистами и ИТ-студентами.

«Аппаратным обеспечением» для развития «материнской платы гражданского общества» служат ресурсные центры гражданского общества (РЦГО), которые входят в Коалицию «Регионы».

Члены Коалиции «Регионы» — наиболее опытные и уважаемые НКО в России. Они специализируются на развитии гражданского общества, эффективном самоуправлении и развитии сообщества (более подробную информацию о Коалиции см. на сайте, в правой колонке баннеров). В рамках Программы «Материнская плата» эти РЦГО будут расширять деятельность в своих областях, обеспечивая предоставление услуг, посредничество и инновации для развития и продвижения ИТ-решений, которые позволят повысить эффективность НКО, а также активизируют гражданские инициативы и участие гражданин в самоуправлении.

 

Программа имеет следующие цели и задачи:

Цель: Повышение качества жизни для всех граждан через развитие комплексной ИТ-инфраструктуры для гражданского общества.

Задача № 1: Усиление потенциала ИТ у региональных институтов гражданского общества и активных граждан.

Задача № 2: Усиление партнерства между ИТ и третьим (некоммерческим) сектором в регионах.

 

I. Постановка задачи

Прошедший год показал значительный рост использования технологических средств при обсуждении вопросов, представляющих интерес для граждан и НКО. Можно отметить использование блогов, видео, социальных сетей, а также повышенное внимание к технологическим достижениями, которые используются уже в течение ряда лет, как, например, Интернет-сайты. Очень важно, что некоторые НКО, инициативные группы и отдельные граждане пользуются новыми возможностями, предоставляемыми высокими технологиями. Однако в такой крупной и разнообразной стране как Россия необходима целевая ИТ-инфраструктура для поддержки реформ такого типа и масштаба, которые приведут к устойчивым результатам. Без помощи ИТ невозможно сделать так, чтобы эффективные социальные технологии, которые были разработаны в поддержку улучшения качества жизни на основе расширения участия граждан, стали доступными для многих, а по сути, для большинства жителей регионов России. Без доступа к этой информации и навыкам, социальный и экономический разрыв, который существует в настоящее время, будет и далее расширяться, что может привести к отходу от устойчивого реформирования и развития ко все более дестабилизированному обществу, неспособному или невосприимчивому к совместной работе по осуществлению согласованной стратегии развития.

Программа «Материнская плата» была разработана с учетом следующих объективно существующих условий:

  • Слабость гражданского общества;
  • НКО и третий (некоммерческий) сектор не очень хорошо известны и не пользуются особым авторитетом среди населения;
  • Существует законодательная база, которая поощряет и даже требует участия граждан в некоторых аспектах местного самоуправления, но пока возможности по принятию на себя ответственности не используются большинством граждан;
  • Желание быть активным гражданином или убеждение, что обычный человек может изменить создавшееся положение, очень редки среди населения России, хотя постепенно проявляются все чаще;
  • Существуют действенные программы, модели и методы, эффективно противостоящие подобному пассивному скептицизму и поощряющие более широкое участие граждан;
  • Информационные технологии как средство поддержки гражданского общества используются в недостаточной мере;
  • Существуют лишь ограниченные контакты между секторами ИТ и НКО или же подобные контакты вообще отсутствуют;
  • Активисты НКО и гражданского общества не имеют финансовых средств, необходимых для использования новых ИТ-возможностей;
  • Экономический разрыв между гражданами усугубляются разрывом между теми, кто пользуется ИТ, и теми, кто не пользуется ими;
  • Что касается доступа НКО к участию и финансированию, региональные НКО были низведены до статуса второсортных организаций, когда многие региональные программы финансируются через московские организации без каких-либо консультаций с регионами по вопросам, непосредственно касающихся этих регионов, а решения зачастую принимаются без регионального представительства.

Несмотря на то, что люди из отдаленных сел не имеют доступа к высокоскоростному Интернету, большинство из них пользуется сотовыми телефонами. Таким образом, в первый раз стала вполне реальной возможность ликвидировать информационный разрыв, возникший в России благодаря ее обширной территории, объединив знания, таланты и ресурсы ресурсных центров гражданского общества с ИТ-компаниями и специалистами.

 

II. Историческая справка

Когда в Америке происходило создание «информационной магистрали», в России по-прежнему была нормой «грунтовая дорога» из операторов. Если бы вы были в Академгородке (Сибирский научный центр) в декабре 1993 г. и хотели бы поговорить с кем-либо в Америке, вам нужно было заказывать телефонный разговор. Это означало связаться с оператором, сообщить ей номер и ожидать звонка несколько часов или дней, обычно где-то в середине ночи. Если бы вы были иностранцем, вы с неизбежностью услышали бы в трубке характерные щелчки, означающие, что ваш разговор прослушивается. Через год первый общий узел доступа в Интернет в России был создан в Академгородке небольшим некоммерческим ресурсным центром. Это свидетельство не только того, как быстро в России менялись информационные технологии, но и того, насколько важную линию коммуникации предоставил ресурсный центр для развития гражданского общества в регионах, позднее став Сибирским Центром Поддержки Общественных Инициатив, благодаря доступу к информации, представленной в Интернете. Таким образом, Сибирский Центр всегда высоко оценивал возможности ИТ, о чем свидетельствует системный администратор в штате организации, а также использование и продвижение ограниченных форм ИТ на протяжении многих лет. ИТ-деятельность Сибирского Центра включала в себя следующие знаковые события:

  • 1995 г. Мы первыми в Сибири организовали обучение через Интернет и опубликовали руководство пользователя;
  • 1996 г. Мы стали первыми распространять модемы среди государственных учреждений;
  • 1997 г. Первая в России база данных НКО с доступом через Интернет;
  • 1997 г. Первый курс дистанционного обучения через Интернет (добровольчество);
  • Действующая программа передачи в дар НКО использованного компьютерного оборудования на конкурсной основе;
  • 2001–2009 гг. Кампании в Интернете по продвижению интересов региональных НКО.

Два ключевых события вдохновили следующий этап развития нашей организации. Первым событием стало создание Коалиции «Регионы», которая объединяет 16 наиболее эффективных НКО, занимающихся гражданским обществом, развитием сообщества и совершенствованием самоуправления. Коалиция была создана с целью решения проблем развития, с которыми в настоящее сталкиваются регионы. Дело в том, что все больше средств на программы регионального развития идет через московские организации-исполнители без каких-либо консультаций с людьми из целевых регионов в процессе разработки программ или принятия решений; у региональных экспертов отсутствуют или имеются лишь ограниченные возможности участвовать в обсуждении вопросов, связанных с регионами, на федеральном уровне; также имеются серьезные проблемы в доведении до каждого гражданина в российских регионах тех знаний и навыков, которые необходимы для эффективного решения проблемных вопросов. (Более подробную информацию о Коалиции, см. в Приложении).

Вторым ключевым событием для нас стал визит Делегации РусТех в Новосибирск в 2010 г. Делегация РусТех является компонентом Программы «Рестарт» президента Барака Обамы. Программа предназначена содействовать обмену опытом и инновациям в технической сфере и, в особенности, в контексте развития гражданского общества. Этот визит вдохновил Сибирский Центр на перемену отношения к информационным технологиям и на повышение их статуса в качестве стратегического инструмента. Он также подчеркнул жизненно важную связь между ИТ, гражданским обществом и НКО. Делегация также познакомила нас с видео-трансляцией через Интернет. Это стало для нас откровением, поскольку этот инструмент позволяет с минимальными затратами сделать все наши мероприятия доступными для каждого, кто имеет доступ к высокоскоростному Интернету. Эта технология была сразу же применена для освещения первой церемонии награждения НКО в Сибири. Качество было не очень хорошим, но мы продемонстрировали, что даже в здание без WiFi, можно обеспечить трансляцию, по крайней мере, аудио, если есть мобильная связь 2-го поколения. Было принято решение начать трансляцию целого ряда важных мероприятий через Интернет и сделать наличие WiFi одним из критериев для отбора места проведения мероприятий. Первым мероприятием из этой серии стала Школа Оценки. В результате, люди по всей стране могли смотреть мастер-классы, проведенные членами Коалиции и другими экспертами по оценке, которые постоянно доступны на нашем канале в Юстрим (http://www.ustream.tv/channel/scisc). Доступные на сайте мастер-классы включают формулы для оценки имеющихся и необходимых финансовых ресурсов для поддержки села, что обеспечивает основу для разработки социально-экономической стратегии развития («Организация Зеленый Дом», г. Хабаровск), комплексную модель участия граждан в разработке и надзору за региональными бюджетами («Организация Поволжье», г. Самара), оценку гражданами программ регионального правительства («Южный ресурсный центр», г. Краснодар) и базу данных механизмов для поддержки гражданского общества и участия граждан в самоуправлении («Сибирский Центр поддержки гражданских инициатив», г. Новосибирск).

Программа «Материнская плата» представляет собой следующий стратегический шаг вперед в развитии гражданского общества в регионах.

 

III. Сборка «материнской платы» (компоненты, процесс и ожидаемые результаты)

A. Инфраструктурная компонента №1:

1. Целевая группа: НКО

Ресурсные центры гражданского общества включат в набор своих услуг мероприятия по более широкому использованию ИТ-технологий среди НКО, а также местными сообществами для повышения эффективности своей работы, увеличения производительности, укрепления связей и уменьшения зависимости. Мы предлагаем модель, состоящую из следующих элементов:

ТехПакет гражданского общества. Список программных продуктов (см. приложение) которые, как мы считаем, важны для развития гражданского общества и о которых должны знать ресурсные центры. Этот ТехПакет мы будем предлагать для использования в НКО.

ТехКадры — студенты-волонтеры. Ресурсные центры будут укреплять существующие связи с местными вузами для привлечения группы волонтеров из ИТ сферы.

Партнерские встречи с НКО по применению новых технологий. Ресурсные центры организуют открытые встречи между НКО и студентами-волонтерами из ИТ. НКО расскажут о своих организациях и проблемах, которые они хотят решить с помощью технологий. Волонтеры представят ТехПакет совместно с экспертами Ресурсного центра и ответят на вопросы, касающиеся продуктов, а также пояснят, почему эти продукты могут быть полезны для НКО. В конце встречи, НКО смогут пригласить к себе добровольца для обучения технологиям, которые они собираются использовать. Ресурсные центры помогут прикреплению волонтеров в соответствии с их интересами и свободным временем, и проследят, чтобы НКО получили необходимые знания.

Интернет-обучение: Образовательные блоки для каждой технологии будут доступны на веб-сайте Сибирского Центра, а также на сайтах членов Коалиции, участвующих в Программе.

Поиск и поддержка новых продуктов и программ, которые, по нашей оценке, могут эффективно продвигать и поддерживать гражданское общество. Один из примеров — это проект «ФотоМост «Родинки на карте». Это возрождение проекта, который ранее был поддержан Библиотекой Конгресса и Институтом «Открытое общество». Проект можно увидеть на сайте www.rodinki.newsib.ru, который был создан для обмена имиджами сельской жизни в Америке и в России (сайт пока только на русском языке). Мы считаем, что это необычный и творческий подход к расширению знаний об обоих странах, которые зачастую ограничены информацией о больших городах. Мы поддерживаем этот проект, чтобы укрепить связи между странами, и чтобы сделать этот проект по-настоящему двуязычным.

Пилотный проект запланирован на сентябрь 2010 г. в Новосибирске — конференция «Технологии и партнерство», куда мы ожидаем студентов-волонтеров и заинтересованные НКО. Результаты этого пилотного проекта будут представлены ресурсным центрам со всей России на мероприятии, посвященном вопросам содействия ИТ развитию гражданского общества, которое пройдет в ноябре 2010 г. при поддержке Сибирского Центра. Те, кто захочет воспроизвести у себя эту модель, будут обеспечены необходимыми консультационными услугами из Новосибирска. Результаты будут проанализированы и опубликованы.

2. Результаты:

Краткосрочные количественные результаты:

К сентябрю 2011 г., помимо облегчения доступа в Интернет, ожидается, что услуги технической поддержки ресурсных центров гражданского общества станут доступными для НКО и активных граждан не менее чем в 5 регионах России.

Долгосрочные результаты:

  • Услуги технической поддержки ресурсных центров гражданского общества станут доступными для НКО во всех регионах России, в которых действуют РЦГО.
  • Через более широкое использование свободного программного обеспечения снизится уязвимость НКО перед ложными обвинениями в использовании пиратских программ.
  • Укрепится связь между НКО и членами сообщества при одновременном снижении расходов (через Юсрим, Скайп, Интернет-семинары, Твиттер).
  • Усилится потенциал НКО по связи со своими целевыми группами.
  • Повысится информированность о деятельности НКО среди населения в целом.
  • Контакты между НКО и их целевыми группами укрепятся и сделаются более динамичными.
  • НКО станет пользоваться большим признанием и уважением среди населения.
  • Третий сектор в России станет более организованным, саморегулируемым и эффективным.

Б. Инфраструктурная компонента №2:

1. Целевая группа: граждане (в области гражданских инициатив и участия граждан в управлении)

Этот аспект «Материнской платы» предусматривает в качестве первого шага проведение исследования. Исследование будет включать следующие вопросы: какие имеются препятствия на пути активизации гражданских инициатив и их эффективности, а также для расширения участия граждан в местном самоуправлении? Мы знаем, что существует информационный вакуум и нехватка услуг, но какая информация и какие услуги будут наиболее полезными, и как можно их доставить в села вдали от областных центров наиболее эффективным образом? Должны ли решения, направленные на проблемы районного уровня отличаться от решений, применяемых в крупных городах?

Для обеспечения данных со стороны местных органов власти и членов сообщества будут использоваться фокус-группы и опросы. С целью сравнительного анализа исследования будут проводиться ресурсными центрами, расположенными, по меньшей мере, в 5 регионах России. Будут ли различия в спросе на контент или приложения в южных российских селах по сравнению с селами Дальнего Востока? Исследование также будет включать изучение законодательной базы для того, чтобы новые законы о доступе к данным не вступали в противоречие с предлагаемыми нами решениями.

После того как мы определим необходимую информацию и услуги для различных условий, мы сопоставим их с возможными решениями и теми ИТ-компаниями, которые могут предоставить их и заинтересованы в партнерстве с НКО. Например, мы знаем, что в настоящее время сотовый телефон, а не Интернет-решения являются ключевыми для доступа к информации на селе. Компания Eyeline из Новосибирска и их USSD и недорогие технологии мобильной связи готовы и ожидают того контента, потребность в котором будет выявлена на этапе исследования.

Как только мы проанализируем эту информацию, мы представим анализ ИТ-компаниям, органам власти и активным гражданам (как в составе НКО, так и не входящим в состав организаций). Целью этой встречи будет выявление имеющихся и потенциальных ресурсов, а также стратегия реализации. Мы ожидаем, что некоторые из этих решений могут быть внедрены в 6-месячный срок, другие вначале потребуют поиска необходимых средств для своего внедрения.

2. Результаты:

Краткосрочные количественные результаты (представленные здесь результаты основаны на поиске дополнительного финансирования для этого компонента и Программы «Материнская плата» в целом:

  • К сентябрю 2011 г. мы проведем всесторонний анализ технологических решений в поддержку гражданских инициатив и участия граждан в самоуправлении во всех видах сообществ не менее чем в 5 регионах России.
  • Программа для реализации этих решений будет разработана и запущена, по крайней мере, в 5 регионах России. Будут проведены общественные слушания и т.д.
  • Не менее 2 ИТ-компаний станут сотрудничать с Сибирским Центром для решения приоритетных задач, определенных в исследовании.

Долгосрочные результаты

  • Увеличение числа ИТ-специалистов, ИТ-компаний и ИТ-студентов, участвующих в развитии гражданского общества;
  • Расширение доступа к технологиям для содействия эффективному управлению на всех уровнях;
  • Сокращение разрыва между технологиями, которые имеются в наличии, и технологиями, которых не хватает;
  • Расширение и повышение эффективности гражданских инициатив и участия граждан в самоуправлении во всех типах сообществ (в селах, районах, малых и крупных городах).

 

В. Инфраструктурная компонента № 3:

1. Целевая группа: ИТ-компании

У этого инфраструктурного компонента имеются два аспекта партнерства между НКО и ИТ: что может сделать ИТ для НКО и что НКО и третий (некоммерческий) сектор может предложить ИТ-компаниям.

В отношении первого аспекта мы уже подчеркивали одну очень важную возможность для партнерства: совместную работу по созданию технических приложений, которые позволят расширить гражданские инициативы и активизировать участие граждан в самоуправлении. В этой области НКО могут существенно расширить свой инструментарий и добиться больших результатов. ИТ-компании не только будут участвовать в процессе улучшения качества жизни и управления, но и могут внедрять решения, генерирующие будущие доходы для их компаний. Кроме того, предполагается, что по мере укрепления партнерства и лучшего знакомства ИТ-сектора с НКО и ресурсными центрами по развитию гражданского общества ИТ-компании смогут генерировать новые идеи для повышения эффективности своей работы.

Что касается того, какую пользу могут извлечь НКО и третий сектор от сотрудничества с ИТ-компаниями, в Программе заложены два основных идеи; возможно, что в ходе углубления сотрудничества появятся и новые идеи. Первая идея оформилась в ходе визита Делегации РусТех в Новосибирск. Некоммерческий сектор — организационная форма для целого ряда известнейших ИТ-продуктов (Firefox, Apache, Ubuntu). Это нужно обсудить с российскими ИТ-компаниями. Существуют ли преимущества, и какие имеются трудности? Для ответа на эти вопросы ресурсные центры гражданского общества могут предоставить ценную информацию для ИТ-компаний, что поможет принять решение, заслуживает ли этот вариант сотрудничества дальнейшего изучения.

Вторая идея появилась у Сибирского Центра в виде запроса на поиск НКО-партнера для ИТ-компании, заинтересованной в создании новой компании, которая будет находиться в совместном владении НКО. Компания будет давать работу и доход людям с ограниченными возможностями, а также прибыль, которую можно будет использовать для поддержки НКО, а также Компания покроет все первоначальные расходы. Сибирскому центру было предложено содействовать этому процессу. Российского бизнесмена вдохновило аналогичное предприятие-модель, которое он увидел в Германии. Мы воспринимаем это предложение в качестве пилотного проекта. Если он заработает, мы будем продвигать эту форму партнерства с другими ИТ-компаниями, где их потребности в рабочей силе соответствуют целевым группам, с которыми работают НКО.

Официальный отправной точкой для партнерства между ИТ и НКО станет совместное мероприятие гражданского общества и ИТ в ноябре 2010 г. Презентации и дискуссии для ИТ-компаний и НКО на мероприятии будут включать следующие вопросы:

  • Что такое некоммерческий/третий сектор? Примеры западных ИТ-компаний, которые проводят свою деятельность на базе НКО? Может ли это стать полезной моделью в России?
  • Обмен информацией (миссия ведущих НКО и произведенных ИТ-компаниями продуктов) и определение области совпадающих интересов; есть ли основа для дальнейшего партнерства между отдельными компаниями и НКО или в целом между ИТ-сектором и третьим сектором?
  • Исследовательский проект о том, как технологии могут поддержать гражданские инициативы и участие граждан в самоуправлении на уровне села, района и города. Скорее всего, ко времени проведения мероприятия еще не будет результатов, готовых к представлению. Наша цель состоит в том, чтобы рассказать ИТ-компаниям о проводимых исследованиях и стимулировать интерес к будущему партнерству, как только определятся перспективные области для развития.

2. Результаты:

Краткосрочные количественные результаты (на конец сентября 2011 г.):

  • Не менее 10 ИТ-компаний узнают об НКО и возможностях для развития с ними партнерских отношений.
  • Не менее 10 ИТ-компаний поймут пользу организационной модели НКО для развития ИТ-сектора.
  • Не менее 1 ИТ-компании будет получать услуги ресурсного центра гражданского общества в качестве содействия партнерству с НКО.
  • Не менее 2 ИТ-компаний вступят в партнерство с Сибирским Центром для решения приоритетных задач, выявленных в ходе исследования (см. Компонент № 2).

Долгосрочные результаты

  • Увеличение числа ИТ-специалистов и ИТ-компаний, в партнерстве с НКО работающих над развитием гражданского общества, гражданских инициатив и участия граждан в самоуправлении.
  • Выявленные ИТ-решения, содействующие увеличению числа и эффективности общественных инициатив в России и расширяющие участие граждан в управлении на всех уровнях. Эти решения должны быть доступными для людей в самых отдаленных уголках страны.

 

Г. Инфраструктурный компонент № 4: Федеральный уровень

В настоящее время имеются два фактора, определяющих разрыв между центром и периферией гражданского общества в России. Один из них связан с укреплением партнерства между столичными и региональными НКО. Другой фактор связан с региональным участием в органах власти и других институциональных обсуждениях, а также в принятии решений по вопросам, касающимся регионов. В обоих случаях по поводу невозможности расширения регионального участия дается стандартный ответ – недостаток финансирования. Технология полностью снимает это возражение как сдерживающий фактор. Остается организовать наиболее подходящие форматы и технологии для активизации взаимодействия. Для решения этих вопросов мы проведем ряд встреч с представителями НКО, сообществом доноров и представителями органов власти.

Результаты

При обсуждении этого компонента имеет смысл говорить только с точки зрения конечного результата от диалога, который мы собираемся инициировать. Существует принципиальная договоренность, что региональные представители должны будут участвовать в обсуждении всех вопросов и в принятии решений по программам, проектам или вопросам, связанных с регионами, и в планирование возможной помощи ИТ.

 

Выводы

Никогда еще возможность и необходимость не совпадали так четко в отношении ИТ и ресурсных центров гражданского общества, как это происходит сегодня. У РЦГО имеются социальные технологии, а ИТ могут сделать их доступными для каждого жителя в России. Ни один из этих институтов без помощи другого не сможет реализовать свой потенциал по содействию позитивным переменам и улучшению качества жизни для всех жителей нашей страны. Пока не хватает лишь новых партнеров, которые разделяют видение Программы «Материнская плата» и могут предоставить необходимую финансовую поддержку для движения вперед в развитии гражданского общества в темпах, соизмеримых с инновациями в ИТ-секторе.