Про уровни результатов.

Воздух

Какие бывают результаты? Опыт подсказывает, что правильный ответ на этот вопрос — результаты бывают хорошие и не очень. Но на самом деле все гораздо сложнее.

Непосредственный результат (в зарубежной литературе называется output) — это результирующий продукт, который характеризуется, например, объемом оказанных услуг. Это результат на уровне мероприятия.

Измеряется количеством участников семинара, количеством оказанных консультаций. Или снижением стоимости чистой питьевой воды в два раза. Он не дает ответа на вопрос о том, достигнута ли цель проекта и получены ли запланированные социальные результаты.

Социальный результат (outcome) — результат, который выражается в улучшении качества жизни благополучателей, повышении самостоятельности благополучателей, развитии их знаний и умений, изменении положения и социального статуса.

Например, количество благополучателей, которые нашли-таки работу после посещения семинаров по подготовке резюме и прохождения собеседования и утратили статус безработного. Или снижение уровня потребления некачественной воды. Причем, обратите внимание: совсем необязательно, что снижение стоимости чистой воды (непосредственный результат, приведенный выше как пример) приведет к уменьшению потребления «плохой» воды, ведь надо еще побороть привычки и изменить общественное мнение. Это результат на уровне цели или задач проекта.

Теперь вспомним, что, помимо благополучателей, которым посчастливилось принять участие в проекте, есть еще и простые смертные — из целевой группы, но не принимавшие участия в проекте, а есть общество в целом, которое о самом проекте могло и не знать. Высший пилотаж — когда эти не вовлеченные в проект люди тоже ощутили положительное влияние от вашей работы по проекту. То есть самый высокий уровень результата — влияние, воздействие или отложенный результат (impuct) — это то, что, в конечном счете, ожидается от реализации проекта; это благоприятные изменения, имеющие значение не столько для благополучателей и целевой группы проекта, сколько для общества в целом. Его надо замерять через некоторое время после окончания программы, проводя оценку влияния.

Например, уменьшение количества заболеваний, связанных с низким качеством потребляемой воды. Очевидно, что это надо замерять хотя бы через полгода после того, как люди начали пить чистую воду. Каким образом все это замерять? Для этого существуют индикаторы, об этом – в другой раз.

Автор: координатор проекта «Пятый элемент», Ирина Решта
В рамках прокта: Поддержка развития оценки и развитие оценочного мышления. Пятый элемент