Чему учат и учатся НКО.

IMG_20220615_105709

На прошлой неделе завершились два мероприятия, проведенных Фондом СЦПОИ. По свежим следам делимся итогами работы секций, которые были посвящены темам обучения в некоммерческом секторе.

На тематических секциях итоговой конференции по проекту «Новый этап» и на «Школе РЦ» мы обсуждали, чему учились участники, чему они учили других.

По сути, мы провели две фокус-группы, так как участники наших мероприятий – это тоже сотрудники и добровольцы некоммерческих организаций, инициативные граждане, представители учреждений, и их интересы отражают интересы наших клиентов.

Лидирует в рейтинге выявленных актуальных тем социальное проектирование, продвижение в соцсетях, в интернет, развитие лидерских навыков, включая управление командой, фандрайзинг. Опрос показал высокую вовлеченность педагогов в общественную деятельность и их заинтересованность в вовлечении молодежи в общественную и воспитательную деятельность. Также мы задавали вопросы о личном обучении, так как нас интересовали возможные пересечения рабочих и личных интересов. Так в списке появился пункт хобби, позволивший обнаружить, что в сообществе активных НКО и РЦ есть экскурсоводы, специалисты по производству видероликов и мультфильмов, есть интерес к социальному бизнесу.

Диаграмма

В процессе дискуссии были выявлены встречающиеся сложности при проведении обучения и их причины:

• Активисты не приходят на образовательные мероприятия, так как у них высокая занятость на работе, и из-за высокой загрузки возникает пассивность. При этом темы актуальны, заинтересованность есть, но времени и сил нет. Возможно, есть иные причины инертности, пассивности, их надо отдельно определять;

• Обучение проводится, однако, знания применятся в недостаточной мере, так как быстро меняются условия среды и знания становятся неактуальными; деятельность организации меняется. Кроме того, для успешного применения знаний требуется закрепление знаний и удобно сопровождение после обучения. Отдельная причина – если участники обучения приходят по принуждению.

• На обучение приходит не та аудитория, на которую рассчитывают заказчики обучения. Возможны следующие причины этого: при анонсировании мероприятия реклама направлена не на тех людей, которым актуальна тема. Вторая причина — неоднородная аудитория, разные интересы или разный уровень подготовки участников и разные ресурсы для внедрения знаний.

Конечно, говоря о темах обучения нельзя было не затронуть тему полезности. Большинство участников дискуссий отметили, что пройденное ими обучение было полезным, однако, у все разное понимание полезности, и это надо учитывать при дизайне обучения.

А что для вас означает «полезное» обучение? Поделиться своим мнением.

Автор: Ирина Решта, вице-президент по программным вопросам Фонда СЦПОИ.