Для того чтобы развитие ребе?нка было полноценным и гармоничным, ему
необходимо расти в семье – в атмосфере счастья, любви и понимания.
Особенно это важно для ребе?нка с ограниченными возможностями здоровья.
Такой ребе?нок нуждается в особой поддержке и помощи близких ему людей.
Важнейшим фактором развития психики ребе?нка является его общение с
родителями. Родителям необходимо включаться в процесс обучения и
воспитания с первых лет жизни ребе?нка, это позволит не только
скорректировать имеющиеся недостатки в развитии ребе?нка, но и
предупредить появление вторичных отклонений.
На базе городской общественной организации инвалидов «Общество «ДАУН
СИНДРОМ» создан Центр развития абилитационной компетентности родителей.
Семьям, имеющим детей с нарушениями в развитии раннего возраста,
оказывается помощь в организации коррекционного процесса и в развитии
социальной активности родителей.
С целью оптимизации коррекционного процесса в центре развития
абилитационной компетентности родителей проводится
психолого-педагогическая поддержка семьи в форме консультирования и
обучающих занятий. Это позволяет максимально привлечь родителей к
участию в процессе обучения и воспитания ребе?нка, сформировать
адекватное представление о его возможностях и проблемах, связанных с
развитием.
Важная роль в процессе сотрудничества специалиста с родителями отводится
занятиям, на которых родитель и педагог являются равноправными
партне?рами, осуществляющими совместную деятельность по достижению общей
цели. Подобная форма работы позволяет не только расширять знания
родителей об особенностях организации занятия, связанных с нарушениями
развития ребе?нка, но также дае?т возможность понять, какие сложности
испытывает ребе?нок на занятии, что ему удае?тся, какие результаты
достигнуты, в какой форме специалист проводит занятие, как общается с
ребе?нком. Полученные опыт и знания родители используют в домашних
условиях. Опора на представленную специалистом модель занятия позволяет
достичь значительных результатов при проведении домашних игр-упражнений.
Привлечение родителей и других близких взрослых к совместным играм дае?т
им возможность испытать радость от успехов ребе?нка, а также повысить
воспитательный потенциал семьи.
На консультациях специалисты более подробно рассказывают, как
организовать коррекционно-развивающий процесс в домашних условиях с
уче?том особенностей ребе?нка, на что родителям необходимо обратить особое
внимание, например:
? как строить домашние занятия с ребе?нком в игровой форме, повышая тем
самым интерес к деятельности;
? об особенностях произносительной стороны речи взрослого (темп должен
быть достаточно медленный, речь максимально внятной и доступной для
понимания ребе?нка);
? о том, что развивающая среда должна быть направлена на обогащение
словарного запаса ребе?нка;
? о том, что во время занятия в домашних условиях должна быть также
комфортная и доброжелательная обстановка;
? предлагаемые задания должны быть доступны для ребе?нка;
? если простейшие задания вызывают у ребе?нка затруднения, необходимо
реагировать на это спокойно, ни в коем случае не показывая малышу своего
раздражения от его неправильных действий или ответов;
? обязательно должен подводиться итог занятия, работа ребе?нка непременно
должна оцениваться положительно;
? важно, чтобы занятия с ребе?нком в семье были систематическими,
проводились примерно в одно и то же время.
Задача родителей – создание и поддержание в семье здорового
психологического климата, что послужит гарантией гармоничного развития
ребе?нка и позволит полнее раскрыть его потенциальные возможности. Очень
важно, чтобы не только специалист проявлял инициативу, привлекая и
приобщая родителей к совместному процессу обучения и воспитания ребе?нка,
а сами родители и другие члены семьи малыша стремились контактировать с
различными службами ранней помощи, реабилитационными и развивающими
центрами. Расширение социальных контактов, в свою очередь, будет
способствовать формированию у родителей позитивного взгляда на ребе?нка,
укреплению веры родителей в возможности и перспективы роста и развития
ребе?нка.
При реализации проекта используются средства государственной
поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением
Президента Российской Федерации от 16 марта 2009 года №160-рп.
Контактная информация:
г. Новосибирск, ул. Ватутина, 17
Тел./факс: 8(383) 308-20-71, 354-89-33
E-mail: