Экскурс в историю оценки

Вода

Пора рассказать об истории оценки.

Нам есть чем гордиться, потому что в нашей стране у оценки достаточно большая история (1). Проектный подход начал внедряться в 1920-е годы в связи с введением планирования, что потребовало разработки моделей и методов оценки. Некоторые из методов оценки проектов в сфере экономики и сегодня используются в развитых странах (в частности, в Европейском союзе). Представляете, даже классическая модель «ввод-вывод» (по-английски input-output) раньше называлась «русская межотраслевая модель» и введена была В. Леонтьевым в 1932 г.

В 1920-е гг. наше государство было нацелено на решение не только экономических проблем. В частности, ликвидация неграмотности может рассматриваться как масштабный проект в социальной сфере. Как уж тут без оценки… 1920 — середина 1930-х гг. в нашей стране является периодом становления оценки проектов. В этот период в нашей стране происходит выработка методов оценки, внедрение их в практику, в связи с чем появилось и первое их теоретическое осмысление.

Середина 1930-х — середина 1950-х гг. является в нашей стране периодом бюрократизации и выхолащивания оценки, так как была четкая вертикаль власти и не требовалось критического подтверждения чего-либо, объективного взгляда (а в основе оценки как раз объективность и независимый взгляд).

Середина 1950-х — середина 1970-х гг. — период активизации теоретических исследований в сфере оценки, выработки новых методов и инструментов оценки, но по факту на местах старались то завысить ожидаемые результаты, то задним число занизить. В общем, получалось не очень.

С середины 1970-х вплоть до начала 1990-х гг. в нашей стране продолжался период упадка оценки. Затем в начале 1990-х гг. от планирования вообще было решено отказаться, как от не отвечающего потребностям и реалиям, а социальные проекты в условиях рыночной экономики никто не отменял. Итак, первыми почувствовали потребность в освоении оценочной деятельности активисты неправительственных некоммерческих организаций, которые начали получать гранты от международных и западных организаций. Доноры были готовы финансировать только настоящие проекты, что, потребовало освоения проектного подхода и оценки. Тут-то мы и начали развивать оценку , см. рисунок.

Начиная с этого времени – с 90-ых годов – в России развитие института оценки прошло через три этапа – инициации (1996-2000 гг.), укоренения (2001-2004 гг.) (2), а сейчас мы проходим третий этап, назовем его условно этапом расширения сфер применения оценки.

С конца первого десятилетия XXI в. в нашей стране началось внедрение оценки в разные стороны человеческой деятельности. Вслед за оценкой проектов некоммерческих и коммерческих организаций стала проводиться оценка эффективности работы государственных органов и чиновников, оценка государственных программ, оценка регулирующего воздействия нормативных правовых актов, оценка политик, специальная оценка условий труда, независимая оценка в социальной сфере и т.п. В оценки стали появляться новые фокусы, например, связанные с правами человека, с экологическими аспектами, с устойчивостью. Для того, чтобы лица, принимающие решения, осознали, что для принятия решений надо опираться на результаты оценки (3), стали проводиться образовательные программы, объясняющие ценность оценки, — таким образом формировался и продолжает формироваться спрос на оценку.

В 2018 в России были приняты Национальные проекты на 2019—2024, следовательно, надо оценивать их результаты, эффективность, влияние и тд. Однако, проводится преимущественно индикаторная оценка (о видах оценки расскажем в одном из следующих постов).

Jd9ceIl7QeU

Говоря об оценке в России, следует также учесть мировые тенденции. В 2000 году была подписана Декларация Тысячелетия ООН и сформулированы цели развития тысячелетия. Цели планировали достичь к 2015 году, и в 2015 году был опубликован Доклад с результатами.

В 2015 году члены Организации Объединённых Наций приняли повестку дня «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» и приняли глобальные цели устойчивого развития. Для методологического сопровождения достижения целей устойчивого развития при ООН была создана межучрежденческая группа экспертов по показателям целей устойчивого развития. Про виды показателей тоже расскажем в одном из наших постов.

На сегодня всё, но многое еще впереди. Здорово наблюдать, как на наших глазах формируется новая профессия – профессия оценщика.

Автор Ирина Решта.

Черта

1 В публикации использованы материалы брошюры «Оценка социальных проектов», А.С. Автономов, Н.Л. Хананашвили, Москва 2014
2 Подробнее – в брошюре «Развитие оценки программ в странах СНГ: субъективный взгляд на объективный процесс», сборник статей под редакцией А.Кузьмина, Москва, 2006
3 «Новые тенденции в оценке развития», Региональный офис ЮНИСЕФ по ЦВЕ/СНГ и Международная Сеть «Оценка Программ» (IPEN), ВЫПУСК #5 (2006)