Что такое оценка и как она проводится…

Фоны 200х200 3

Это статья Ирины Решты, координатора проекта «Поддержка развития оценки и развитие оценочного мышления. Пятый элемент», для тех, кто только заинтересовался темой оценки.

У каждого проекта (социального, бизнесового, личного) есть цель. Иногда, консультируя клиентов, я обнаруживаю, что человек затрудняется назвать цель своего социального проекта. Это не значит, что ее нет. Это значит, что человек ее словами не сформулировал или не осознал или же не хочет вслух называть, потому что за социальным проектом стоит какая-то личная цель и по сути получается, что это личный проект. Каким бы ни был проект, для его реализации нам надо четко понимать цель и в каждый момент времени знать, в правильном ли направлении мы двигаемся. Когда мы закончим проект, надо оценить, достигнута ли цель. Но даже по истечении времени оценка остается с нами, так как стоит понять, действительно ли достижение цели изменило жизнь благополучателей или нашу жизнь к лучшему, можно ли нашим опытом делиться с другими или же на его основе запустить новый проект.

Итак, задача оценки — определить, насколько деятельность соответствует ситуации, насколько эта деятельность результативна, эффективна и устойчива, и какое влияние она оказывает.

Есть множество видов оценки — в зависимости от этапа проектного цикла, от основы для вынесения суждения, от сферы приложения и т.д. Можно насчитать более 80 видов оценки.
О видах оценки поговорим в другой раз.

Вывод сегодняшнего и предыдущего поста: изначально оценка — инструмент для определения влияния и качества работы программ развития и социальных проектов, а также для повышения качества управления ими.

Оценка не одно и тоже, что и исследование, хотя методы используются одинаковые: интервьюирование – индивидуальное и групповое (фокус-группы), анкетирование, наблюдение, кабинетный анализ (анализ документов «бумажных» и тех, что в интернете в открытом доступе). При работе с некоторыми группами респондентов (тех, от кого получаем информация при опросе), например, с детьми, могут использоваться и картинки, тесты, и эссе и другие методы. Однако, исследование позволяет «добыть» новые знания или углубляет знания, а вот оценка нужна «прицельно» для принятия управленческих решений. Именно поэтому важно при подготовке «технического задания», то есть задания на оценку, знать, кто будет пользоваться данными оценки, то есть какой спектр решений может быть принят.