Кейс подготовлен в рамках программы «Развитие и поддержка СО НКО в СФО на базе межрегионального комплексного ресурсного центра», выполняемой МОФ СЦПОИ при поддержке Министерства экономического развития РФ в рамках конкурсного отбора СО НКО для предоставления субсидий из федерального бюджета.
Проблема
Исследования потребностей замещающих семей показывают, что новоиспеченные родители нуждаются во включении своих семей в процессы сопровождения для получения психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В наибольшей степени они нуждаются в услугах помогающих специалистов на этапах вхождения ребенка в семью, установления контакта с ним, его взросления и подготовки к независимой или полузависимой жизни.
Путь к успеху
«Аистята» – это проект сопровождения замещающих семей, а по сути это психологическая группа детско-родительских отношений. Группа создана для того, чтобы помочь родителям в решении проблем, справиться с которыми самостоятельно очень сложно.
Цель проекта: Гармонизация детско-родительских отношений замещающих родителей и приемных детей для обеспечения оптимального уровня процесса социальной адаптации детей-сирот в приемной семье.
Основные задачи: формирование и укрепление у родителей навыков, способствующих развитию позитивных взаимоотношений с детьми; развитие навыка действовать сообща, умения понимать и принимать намерения другого; развитие у детей и родителей понимания собственных эмоций и чувств; развитие у детей волевых процессов, самоконтроля, воображения, творческого самовыражения; развитие безусловного отношения родителей к своим детям, а у детей привязанности к родителям.
Целевая группа проекта: приемные семьи – родители и дети; кровные семьи с детьми.
Реализация проекта позволяет приемным детям успешно адаптироваться в приемной семье, справиться с негативными эмоциональными переживаниями, укрепить привязанность к приемным родителям и установить с ними гармоничные отношения, психологически принять факт усыновления как позитивное жизненное событие, успешно развиваться в соответствии с потребностями возраста, способностями и наклонностями в благоприятной социальной среде. В ходе проекта создаются условия для удовлетворения актуальных потребностей приемных родителей в безоценочном общении со специалистами и другими родителями, в обмене полученным опытом, в получении необходимой информации и конкретной помощи в трудных ситуациях, в психологической разгрузке и отдыхе, поддержке и принятии.
В ходе реализации данного проекта:
• происходит формирование сообщества усыновителей;
• приемные родители и дети обменяются опытом, получат необходимую информацию и помощь, разрешат психологические проблемы, получат поддержку со стороны сообщества усыновителей и специалистов;
• потенциальные приемные родители получат информацию о процессе усыновления, специфике развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, познакомятся с жизненными историями и опытом участников встреч.
В рамках проекта реализуются следующие направления:
• «Наш общий дом».
1.Совместные игры родителей и детей на умение слушать и договариваться друг с другом.
2. Художественное творчество: «Дом для моей семьи».
3. Ритуальное упражнение на развитие привязанности, умения чувствовать друг друга «Спинка к спинке».
• «Сад и огород».
1. Совместные игры родителей и детей на умение чувствовать друг друга.
2. Изготовления «сада и огорода» для всей семьи, использование круп, гороха и других мелких материалов.
3. Упражнение «Спинка к спинке».
• «Мое личное пространство».
1. Совместные игры родителей и детей на умение чувствовать друг друга.
2. Изготовление «коллажа» из журнальных вырезок, оформление «комнаты».
3. Упражнение «Спинка к спинке».
• «Моя мечта».
1. Совместные игры родителей и детей на умение чувствовать друг друга.
2. «Моя мечта» — работа с водой и крахмалом.
3. Упражнение «Спинка к спинке».
• «Чувства бывают разные».
1. Совместные игры родителей и детей на умение чувствовать друг друга.
2. Знакомство с основными чувствами – радость, удивление, злость на основе сказки «Репка».
3. Упражнение «Спинка к спинке».
• «Домик для моих эмоций».
• 1. Совместные игры родителей и детей на умение чувствовать друг друга.
• 2. Сюжетные игры на распознавание основных эмоций — радость, удивление, злость «Заселяем» домик.
• 3. Упр. «Спинка к спинке».
• «Мы вместе». Заключительное занятие. Диагностика эмоционального состояния. Упражнения на закрепление умения договариваться.
Результаты
Согласно проведенному анкетированию замещающих родителей, проходящих обучение по данной программе, следует признать ее эффективной, отвечающей насущным потребностям приемных родителей, способствующей более легкой адаптации членов семьи друг к другу и конструктивному разрешению возникающих конфликтных ситуаций.
Отзывы от получателей услуг
«Я и моя дочь Даша принимали участие в проектах БГООУ «День Аиста» детско-родительская группа «Аистята» и игротеке. Больше всего меня мотивирует к этой деятельности ребенок. Если бы не ее желание пойти к Светлане Анатольевне или Тане, то я бы пропускала занятия, все-таки конец рабочей недели, пятница, а тут еще надо ехать в КДМ. Удивительно, но на месте хандра проходит сама собой. Совместные игры взрослых и детей – это классно! Действительно, стоит только начать и ты, сам того не замечая, становишься более открытым, раскрепощенным, непосредственным, способным радоваться и понимать. Это похоже на эмоциональный отдых. Здесь создается особая атмосфера. Еще мне нравится психологическая группа с Леной Ивановой. На одно из занятий я шла с конкретным вопросом и получила на него ответ. Теперь у меня есть личный опыт, за который я благодарна Лене. Огромное спасибо президенту БГООУ «День аиста» Наталье Югонсон за ее вдумчивый, кропотливый, творческий подход к делу. У нее всегда очень красивые, жизнерадостные рассылки на электронную почту. Уверена, что мы будем принимать участие в новых проектах». Наталия Тумбаева
«Хотелось бы выразить огромную благодарность организации «День Аиста» в Барнауле! Когда попадаешь к людям, которые полностью отдают себя детям и служению им, понимаешь, что мир еще не совсем безнадежен! Что есть люди, которые поддержат в трудной ситуации, протянут руку помощи! Мне посчастливилось побывать не на многих мероприятиях, но даже после тех немногих посещений, на душе становилось светло и легко. Люди, работающие там, думают о том, чтобы помочь всем: и детям, и родителям приемных детей. Подходят с разных сторон, приглашают психологов и для взрослых, и для малышей. Посвящают много времени подготовке занятий для развития правильных духовных ценностей у деток. Мой малыш до сих пор подходит к поделке, которую мы делали на рождество, и вспоминает про историю рождения Иисуса. Спасибо вам за вашу работу!». Беседина Евгения
Ресурсы
Проект осуществляется за счет средств грантов, субсидий, волонтерского труда добровольных пожертвований.
Контакты
г. Барнаул, ул. Юрина 204 В, «Краевой дворец молодежи», оф. 8, 10.
т. 8-913-248-3545 Наталья Югонсон, 8-909-501-4730 Ольга Крупенко.
Почта: usinovi22@mail.ru, сайт: http://barnaul.aistday.ru/
Скачать данный кейс в формате PDF можно по ссылке ниже: