Конкурс субсидий: итоги и рекомендации

рука_с карандашом

Дата начала: 01.12.2015

Дата окончания: 30.11.2016

Исполнителем проекта «Конкурс субсидий: итоги и рекомендации» является Некоммерческое партнёрство «Информационно-Аналитический центр развития гражданских инициатив».

Обоснование проекта и решаемая проблематика

На сегодня поддержка некоммерческих организаций в Новосибирской области заключается в:
• информационном, образовательном и консультационном обеспечении;
• реализации мер, направленных на осуществление социально значимых проектов и инициатив (предоставление грантов, субсидий);
• совершенствовании принципов государственно-частного партнерства, в том числе через создание общественных советов и проведение общественных мероприятий.

Поддержка социально значимых проектов и инициатив осуществляется за счет предоставления грантов и субсидий на конкурсной основе. Конкурсы проводятся с 2000 года, однако опубликованной сводной информации по конкурсам и по их результатам (которые, несомненно, впечатляющие!) нам найти не удалось. Оценить совокупный социальный эффект, вовлеченность населения (как исполнителей, повысивших свой ресурсный уровень, и внесших свой вклад в инфраструктурное развитие сектора, так и непосредственных благополучателей) сложно, но именно ради этого социального эффекта и ради полождительного влияния на качество жизни жителей Новосибирской области и проводятся конкурсы. Поэтому мы задались целью оценить результативность и эффективность конкурса и, исходя из этого, выработать рекомендации по улучшению конкурсных процедур.

Подходы к оценке результативности и эффективности программ поддержки СО НКО

В 2015 году была проведена «Оценка результативности и эффективности региональных программ поддержки СО НКО, получивших федеральное субсидирование». Данную оценку проводила межрегиональная общественная организация «Общество развития продуктивных инициатив».

Результативность в общем случае показывает степень достижения поставленной цели; это способность добиваться результатов безотносительно к затратам. По данным имсследования, СО НКО в регионах понимают результативность следующим образом: «достижение показателей заложенных в программу» — в 70% ответов;
• «создание элементов инфраструктуры поддержки и их устойчивость» — 49% ответов;
• «решение социальных задач» — 57%;
• «оказание поддержки конечным благополучателям» — 30% ответов;

Эффективность отличается от результативности. Эффективность в общем случае – это набор навыков, инструментов, методик, которые дают возможность организовать работу более эффективно; эффективность — это способность добиваться максимально возможного результата при ограниченных затратах; это, говоря разговорным языком, «высокий КПД». Понятие эффективность представителями общественности, по данным того же исследования, также понимается по-разному:
• Эффективность как «действительное решение проблемы»;
• Эффективность как экономия бюджетных средств;
• Эффективность как значимое изменение в той или иной сфере;
• Эффективность как целевое расходование средств;

Когда в декабре 2014 г. НП «ИнА-Центр» проводил оценку социальной и экономической эффективности проектов-победителей в двух конкурсах СО НКО на предоставление субсидий из Хабаровского краевого бюджета в 2013 году, мы выделяли три вида эффективности:
• Под «социальной эффективностью» понимается достижение благодаря осуществлению деятельности СО НКО непосредственных результатов, характеризующих направления, характер и объем деятельности (оказание тех или иных видов помощи определенному числу получателей, проведение мероприятий, внедрение в практику новых технологий и т.д.) и достижение благодаря этой деятельности конкретных социально значимых результатов в отношении отдельных категорий населения (например, инвалидов или семей с детьми) или в отношении общественных явлений и процессов (например, межнациональных отношений).
• Ресурсно-организационная эффективность обеспечивается деятельностью отдельных СО НКО, направленной на укрепление сектора СО НКО в целом, и выражается в динамике состояния сектора СО НКО — изменениях в структуре и потенциале СО НКО, трансформации условий для социально ориентированной некоммерческой деятельности.
• Под «экономической эффективностью» понимается достижение благодаря осуществлению деятельности СО НКО конкретных экономических эффектов.

Кроме того, отдельно были выделены критерии инфраструктурного развития. Оценивая конкурс, мы рассмотрели 4 аспекта:
• Управление конкурсом и конкурсные процедуры
• Информационный и коммуникационный аспекты
• Достигают ли проекты целей
• Достигает ли программа в целом свою цель

Организация-исполнитель имеет достаточный опыт оценки конкурсов и смежных с этой тематикой работ:

Практическая мастерская «Система мониторинга и оценки как часть управления»

Дорогие коллеги, заинтересованные в развитии своих организаций и в успехе реализуемых проектов! Мы приглашаем Вас на Практическую мастерскую «Система мониторинга и оценки как часть управления».  [»]

Оценка потенциала некоммерческих организаций

Мы рады поделиться с Вами нашей новой разработкой. НП «ИнА-Центр» разработал методику оценки потенциала некоммерческих организаций. Данная работа была выполнена в рамках заказа Правительства Хабаровского края по мониторингу результатов деятельности СО НКО в Хабаровском крае.… [»]

Конкурс субсидий: итоги и рекомендации

Исполнителем проекта «Конкурс субсидий: итоги и рекомендации» является Некоммерческое партнёрство «Информационно-Аналитический центр развития гражданских инициатив». Обоснование проекта и решаемая проблематика На сегодня поддержка некоммерческих организаций в Новосибирской области заключается в: • информационном, образовательном и консультационном… [»]

Оценка эффективности реализации проектов СО НКО Хабаровского края (включая оценку потенциала СО НКО края и прогноз дальнейшего развития)

В декабре 2015 г. Некоммерческим Партнерством «Информационно-Аналитический Центр Развития Гражданских Инициатив» (НП «ИнА-Центр», Исполнитель) по заказу Правительства Хабаровского края (Государственный заказчик) был проведен мониторинг результатов деятельности СО НКО в Хабаровском крае и прогноз их дальнейшего… [»]

Оценка эффективности реализации проектов-победителей в двух конкурсах СОНКО на предоставление субсидий из Хабаровского краевого бюджета в 2013

В декабре 2014 г. Некоммерческим Партнерством «Информационно-Аналитический Центр Развития Гражданских Инициатив» (НП «ИнА-Центр») была проведена оценка социальной и экономической эффективности проектов-победителей в двух конкурсах СО НКО на предоставление субсидий из краевого бюджета в 2013 году.… [»]

Оценка Новосибирского городского конкурса социально значимых проектов СО НКО

Весной 2015 года Некоммерческое Партнерство «Информационно-Аналитический Центр Развития Гражданских Инициатив» (НП «ИнА-Центр») совместно с мэрией Новосибирска провели оценку городского конкурса социально значимых проектов некоммерческих организаций. Заказчик оценки — Управление общественных связей мэрии Новосибирска поставил своей… [»]

Цель и задачи

Цель – повышение эффективности проводимых конкурсов субсидий для СО НКО из областного бюджета Новосибирской области.
Задачи:
Проанализировать достижение показателей результативности и эффективности проектов СО НКО, получивших финансовую поддержку в рамках субсидий из областного бюджета Новосибирской области в 2015-2016 годах;
Сформулировать обобщенные рекомендации для разработчиков проектов по результатам оценки проектов;
Подготовить рекомендации по совершенствованию конкурсных процедур и иных механизмов взаимодействия власти и СО НКО, связанных с проведением конкурса. Под механизмами понимается в первую очередь консультационная и методическая поддержка, предоставляемся СО НКО при проведении конкурса субсидию. Одним из инструментов, позволяющих сформулировать рекомендации является оценка потенциала СО НКО;
Усилить потенциал СО НКО с учетом выявленных проблемных зон.

В команду независимых оценщиков войдут представители СО НКО, уже прошедшие обучение в «Мастерских оценки» (поддержанный за счет муниципального конкурса выполненный проект «Оценка: от и до»); еще не прошедшие обучение представители СО НКО и студенты, заинтересованных изучении деятельности СО НКО и оценки, в частности.

Ожидаемые результаты проекта

Предлагаемая программа реализуется для того, чтобы оценить социальные и экономические последствия конкурса и повысить его результативность и эффективность.

Ожидаемые количественные показатели

Количественные показатели следующие:
• не менее 60 лидеров СО НКО усилили потенциал своих организаций;
• не менее 300 СО НКО и не менее 900 человек получили доступ к информации успешным технологиям и лучшим практикам СО НКО;
• не менее 50 СО НКО ознакомлены с технологией оценки проектов;
• не менее 50 СО НКО ознакомлены с технологией оценки конкурсов;
• не менее 15 человек повысили свою квалификацию в области теории и практики оценки и получили практические навыки проведения оценки проектов и конкурсов;

Качественные показатели следующие:
• Увеличена эффективность проводимых конкурсов субсидий для СО НКО из бюджета Новосибирской области за счет предпринятого комплекса действий;
• Подготовлены рекомендации по совершенствованию конкурсных процедур и иных механизмов взаимодействия власти и СО НКО, связанных с проведением конкурса;
• Разработана методика оценки конкурса, в том числе сформирован набор показателей результативности и эффективности проектов СО НКО, получивших финансовую поддержку в рамках субсидий субсидий из бюджета Новосибирской области;
• Проведена оценка поддержанных в 2015-2016 годах проектов и сформулированы рекомендации для разработчиков проектов на будущее (как индивидуальные по оцененным проектам для конкретных НКО, так и обобщенные);
• Разработана методика оценки потенциала СО НКО, которая позволит замерять динамику развития СО НКО и оценивать влияние конкурса на усиление потенциала в будущем;
• Выявлены «проблемные зоны» СО НКО и определены потребности в профессионализации СО НКО, что позволит сформировать план мероприятий по развитию СО НКО (в том числе развить механизмы взаимодействия власти и СО НКО)
• Сокращено количество «проблемных зон», препятствующих реализации потенциала и развитию СО НКО Новосибирской области на три;
• Усилен потенциал не менее 60 СО НКО в наиболее важных с точки зрения общественности «проблемных зонах».

Фрагмент внутреннего отчета о проведенной оценке мы представляем Вашему вниманию здесь.
Продолжением этого проекта можно считать проект «Усиление потенциала СО НКО Новосибирской области», в котором, на основе результатов проведенной оценки, был предложен комплекс образовательных и информационных мероприятий для развития потенциала СО НКО Новосибирской области.


Новости проекта

Итоги проекта по оценке в Новосибирской области

Программа по оценке эффективности работы конкурсов по субсидиям, реализованная Некоммерческим партнерством «Информационно-аналитический центр развития гражданских инициатив» и поддержанная собственно тоже за счёт субсидии из областного бюджета Новосибирской области, была успешно завершена. Давайте вспомним, почему же… [»]

Практическая мастерская «Система мониторинга и оценки как часть управления»

Дорогие коллеги, заинтересованные в развитии своих организаций и в успехе реализуемых проектов! Мы приглашаем Вас на Практическую мастерскую «Система мониторинга и оценки как часть управления».  [»]

Пятый Гражданский Форум Новосибирской области «Гражданский диалог» — «ПАРТНЕРСТВО — ВО ИМЯ БУДУЩЕГО!»

Завершился пятый Гражданский Форум Новосибирской области «Гражданский диалог» — «ПАРТНЕРСТВО — ВО ИМЯ БУДУЩЕГО!»  [»]

Оценка потенциала некоммерческих организаций

Мы рады поделиться с Вами нашей новой разработкой. НП «ИнА-Центр» разработал методику оценки потенциала некоммерческих организаций. Данная работа была выполнена в рамках заказа Правительства Хабаровского края по мониторингу результатов деятельности СО НКО в Хабаровском крае.… [»]

Повышение эффективности проводимых конкурсов субсидий для СО НКО из областного бюджета Новосибирской области

Уже более 15 лет в Новосибирской области проводятся конкурсы по поддержке социально-значимых проектов. Поэтому мы решили, что пора оценить результативность и эффективность конкурса субсидий для СО НКО из областного бюджета Новосибирской области и исходя из… [»]