Эмпирическая оценка.

Огонь

Эмпирическая оценка отличается тем, что суждение об оцениваемой программе выносится на основании анализа целенаправленно собранных эмпирических данных.

Основные этапы проведения эмпирической оценки включают:
• Постановку задачи
• Планирование
• Сбор данных
• Анализ данных
• Подготовку отчета

Постановка задачи при проведении эмпирической оценки предполагает определение будущих пользователей результатов оценки и их информационных потребностей. Другими словами, начинать надо с того, чтобы выяснить, кто и что именно хочет узнать о программе. Чаще всего в результатах оценки нуждаются лица, принимающие решения, например, руководитель финансирующей программу организации или руководитель программы.

Для того, чтобы оценка оказалась полезной нужно также прояснить, как конкретно планируется использовать её результаты. Примером использования результатов оценки может быть обоснование принятия решений о продолжении, тиражировании, изменении или закрытии программы.

Главным элементом технического задания (ТЗ) на проведение эмпирической оценки являются вопросы, на которые надлежит ответить. Эти вопросы должны отражать информационные потребности ключевых пользователей результатов оценки. Например, если окажется, что руководитель программы хотел бы узнать о фактических результатах программы и степени их соответствия цели, то в задание должны быть включены следующие вопросы: «Каковы фактические результаты программы?» и «В какой мере они соответствуют цели программы?». В задании также оговариваются в общих чертах методы сбора и анализа данных, требования к отчету по результатам оценки и условиям его распространения, график проведения оценки и организационные моменты.

На стадии планирования оценки необходимо определить, каким именно образом будут получены ответы на вопросы задания. Для этого нужно определить, какая информация нужна для ответа на эти вопросы; где или у кого такая информация имеется; как ее можно получить из этих источников; как её нужно будет анализировать, чтобы получить нужные нам ответы.

На стадии сбора данных проводятся интервью, фокус-группы, анкетирование, наблюдение, кабинетное исследование – все, что было запланировано на предыдущем этапе для получения необходимых данных.

Независимо от характера и объема данных, общая последовательность анализа данных при проведении эмпирической оценки выглядит следующим образом: факты – интерпретации – выводы – рекомендации. Отправной точкой для анализа являются факты, эмпирические данные, представленные в удобном для восприятия виде. Далее даются объяснения тому, что полученные данные
(факты) означают, а также, каким образом и почему они связаны между собой, если такие связи имеются. Этот этап анализа называется интерпретацией. На основании интерпретаций делаются выводы, выносятся суждения. Именно в этот момент появляются ответы на вопросы ТЗ. На основании выводов даются рекомендации, которые также могут являться ответами на вопросы ТЗ.

Результаты эмпирической оценки представляют в виде отчета, который должен содержать основанные на эмпирических данных ответы на вопросы технического задания, представленные в удобном для читателя виде. Как правило, отчеты о результатах оценки являются внутренними документами, не предназначенными для публикации. Отдельные результаты оценки, которые могут
представлять ценность для широкого круга специалистов, могут публиковаться в виде статей в специальных изданиях.

Автор: Алексей Кузьмин
Страница проекта: Поддержка развития оценки и развитие оценочного мышления. Пятый элемент