Грантовый пул формируется по принципу консолидированного бюджета, средства в который привлекаются из местных источников (областной, муниципальный бюджет, вклад коммерческих структур), а также через МОФ СЦПОИ. Основная задача проведения подобных конкурсов – внедрить механизм конкурсного распределения средств для поддержки социально значимых проектов, доказать на практике его эффективность, содействовать активизации местных инициатив в решении проблем сообщества. Кроме того, проведение конкурсов на консолидированный бюджет обогащает опыт взаимодействия представителей власти, бизнеса и НКО, способствует развитию соответствующей законодательной базы, социальной ответственности бизнеса. Процесс подготовки и проведения, результаты конкурса подробно описаны в материале Киры Гребенник «Эффект проведения конкурса социально значимых проектов на консолидированный бюджет в регионах Сибири» (см. в разделе «Технологии»).
За 11 лет проведения конкурса в 11 регионах было поддержано более 600 социально значимых проектов, сумма привлеченных средств составила более 250 000 долларов США. В 2007-2009 г.г. конкурсы грантов на консолидированный бюджет проводились в рамках Программы развития Третьего сектора «Эффект Присутствия. Этап II» при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (АМР США). В Новосибирской области в 2005-2007 гг.. конкурс на консолидированный бюджет проводился совместно с администрацией Сузунского района. Затем районный совет депутатов принял решение проводить районный конкурс социальных проектов на бюджетные средства.
В 2010 г. конкурс на консолидированный бюджет «От слов к делу» провел только что созданный фонд «Академгородок» (Советский район г. Новосибирска). Фонду удалось привлечь 160 тысяч рублей (30 тысяч рублей — средства, выделенные «Сибирским центром поддержки общественных инициатив», остальные средства — от бизнеса и физических лиц). На конкурс было подано 10 заявок, 8 проектов поддержаны на суммы от 8,5 до 20 тысяч рублей. Остаток средств сохранится на счетах фонда до следующего конкурса.
Подробную информацию о конкурсе и условиях участия в нем можно получить у менеджера грантовой программы в офисе МОФ СЦПОИ. Информацию о конкурсах на консолидированный бюджет в регионах: Республика Алтай, Республика Бурятия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, можно получить в организациях, входящих в Сибирскую Сеть центров общественного развития.
Макеева Ирина, Гребенник Кира, Менеджеры программ МОФ СЦПОИ
Проблема
Конкурсное распределение бюджетных средств на проекты и программы социальной направленности в конце 90-х годов было, скорее, экзотикой для многих регионов России. С одной стороны, это было обусловлено отсутствием законодательной базы, регулирующей проведение конкурсов социальных проектов и программ. С другой стороны — недоверием структур власти к некоммерческим организациям, способным более эффективно решать проблемы местного сообщества и, тем самым, снижать социальную напряженность в регионах России. В структурах власти и в коммерческих организациях не было опыта проведения и администрирования конкурсов проектов социальной направленности, который приобрели организации некоммерческого сектора за время выполнения проектов, финансируемых зарубежными фондами.
Предыстория
В миссии нашей организации записано, что мы стремимся развивать благоприятные условия для развития и укрепления сектора некоммерческих организаций Сибирского региона, поэтому мы всегда отводили важную роль разработке и внедрению новых социальных технологий, которыми могли достаточно легко воспользоваться в любых других регионах. В 1998 году в Новосибирске у членов Оргкомитета Ярмарки-98 возникла идея провести конкурс проектов НКО на средства, собранные из разных источников в одну общую «копилку» – от региональной, муниципальной власти, предпринимательских структур. Общая сумма получила название «консолидированный бюджет». Цель, которую мы ставили, заключалась в том, чтобы показать местным властям и предпринимателям, насколько эффективен механизм конкурсного распределения средств на проекты НКО, как НКО могут решать проблемы сообщества на такие небольшие средства (максимальная сумма гранта была определена Оргкомитетом в 5000 рублей или, примерно, $800 до дефолта 1998 года). Так как опыт проведения и администрирования конкурсов проектов НКО в МОФ СЦПОИ был накоплен к тому времени большой, то все члены Оргкомитета Ярмарки-98 предложили руководству МОФ СЦПОИ предоставить свой счет для аккумулирования средств и взять на себя администрирование конкурса. Был подготовлен пакет документов, необходимый для качественного проведения конкурса. В следующем, 1999 году, технология проведения подобного конкурса была распространена на 9 из 11 регионов Сети (не приняли участие Иркутская и Читинская области). Администрирование в регионах осуществляли представительства МОФ СЦПОИ, а за организацию и проведение всего конкурса ответственность лежала на авторе данной статьи. Всего было поддержано 82 проекта на суммы от 2000 до 10000 рублей. Размер гранта определяли в каждом регионе самостоятельно. Конкурс позволил привлечь к работе в экспертных советах представителей власти и предпринимательских структур, которые получили неоценимый опыт и понимание необходимости развития социальной ответственности бизнеса, важности законодательной базы, регулирующей конкурсы проектов при решении социально значимых проблем регионов, городов и сообществ. Проведение таких конкурсов в регионах позволило администрирующим организациям показать и власти, и бизнесу умение профессионально работать с привлеченными финансами, повысить доверие к этим организациям. Так, в Новосибирске, где такие конкурсы проводились ежегодно, начиная с 1998, исполнительная власть города и области закладывала средства в бюджет, который принимался законодательными органами, и перечисляла эти средства на счет МОФ СЦПОИ.
Планирование
Прежде всего, данный конкурс рассматривается не только как одно из мероприятий, осуществляемых в рамках программ по взаимодействию с властью и бизнесом, но и как технология привлечения ресурсов для решения проблем данного региона или города, повышения имиджа организации, организующей такой конкурс. Исходя из этого, основная его цель и связанные с ней дополнительные мероприятия — привлечение средств муниципальных и региональных властей и предпринимательских структур для решения социально значимых проблем регионов, а также развитие социальной ответственности бизнеса.
При планировании проведения конкурса необходимо определить:
- Направления конкурса;
- Размер грантовой поддержки проектов;
- Сроки сбора заявок;
- Места сбора заявок;
- Время проведения семинаров и консультаций по написанию заявок;
- Кто может участвовать в конкурсе;
- Сроки выполнения проектов;
- Куда необходимо обращаться за информацией о конкурсе;
- Какие отчеты необходимо предоставить по выполнении проекта
Необходимо отметить, что в Новосибирской области в конкурсе проектов некоторое время могли участвовать организации люфой формы собственности. Главное требование – проект должен быть социально значимым для жителей города и области. Все эти пункты должны быть отражены в приглашении к участию в конкурсе и в форме предполагаемой заявки. Примером может служить приглашение, которое в 2003 году предлагалось участникам конкурса «От Слов к Делу» на территории Новосибирской области.
Кроме того, необходимо разработать пакет документов, включающий:
- Положение об экспертном совете;
- Письмо о конфиденциальности;
- Анкету эксперта;
- Лист регистрации заявок;
- Протокол заседания экспертного совета;
- Соглашение о гранте;
- Формы финансовой и программной отчетности.
В экспертный совет приглашаются представители структур власти и бизнеса, которые вложили средства в консолидированный бюджет, а также лидеры известных в регионе некоммерческих организаций. Количественный состав экспертного совета не должен быть очень большим, обычно это 7-9 человек.
Осуществление
Трудности
- У крупного бизнеса и власти есть собственные социальные программы;
- Разным секторам трудно договориться по процедурам и свести их вместе;
- Любое вмешательство в социальную сферу воспринимается управлением социальной защиты населения негативно;
- Если у организации нет известности, ей не доверят деньги;
- Политическая ситуация (отношение к западным технологиям);
- Малый бизнес не готов;
- Мало людей – не будут работать без оплаты;
- Интереснее давать деньги напрямую или в именной фонд, чем в безымянную копилку;
- Бизнес хочет видеть сразу результат своего вложения;
- Низкий уровень доверия к сектору;
- Трудно технически учесть интересы всех «игроков»;
- Трудно учесть правила, которые бы учитывали ценности, подходы всех участников;
- Неизвестен грантовый пул;
- Недостаток экспертизы участников на местах (что оценивают: заявку, организацию, проблему, проект);
- Бизнес или власть сначала декларируют, что поддержат, потом не дают денег;
- Разная ситуация в регионах (где-то власть лучше, где-то бизнес), невозможно точно применить одну схему;
- Нет денег на административные расходы;
- Конкретный результат доминирует над стратегией;
- Вохможен спад интереса у игроков, у НКО;
- Наложение разных конкурсов.
Особенности
Резюме
Проведение конкурса на консолидированный бюджет позволило:
- Повысить имидж как отдельных организаций, так и, в целом, некоммерческого сектора регионов и городов;
- Проводить совместные программы с местной властью и бизнесом;
- Повысить доверие к НКО;
- Улучшить связи между НКО, властью, бизнесом;
- Повысить знание проблем регионов и городов;
- Передать технологии конкурсов представителям власти и бизнеса;
- Для всех участников процесса – это обучение социальному проектированию, оценке и управлению проектами и программами;
- Предоставить возможность поддержать и продемонстрировать короткие проекты с конкретными результатами;
- Предоставить возможность учесть разную ситуацию в разных регионах;
- Повысить профессионализм сотрудников организации в администрировании конкурсов;
- Расширить целевые группы и возможность поддержать то, что не могли поддерживать, проводя конкурсы на средства западных доноров;
- В будущем создавать ФОНД местного сообщества.