№36, журнал «Эффект присутствия» (2) 2005

рука_с карандашом

Конкурсные системы распределения средств достаточно разнообразны. Однако есть два качества, которыми они должны обладать в обязательном порядке (разумеется, если доноры заботятся о своей репутации и доверии извне) – это прозрачность грантовых программ и подотчетность сообществу. Прозрачность и подотчетность достигаются разными средствами: доноры могут использовать оценку и мониторинг, привлекать независимую экспертизу, разрабатывать процедуры распределения средств, публиковать отчеты и т.д., и т.п. (либо делать все это параллельно).

Тема номера: Гранты не экзотика, а норма жизни.

В ноябре 2004 г. состоялась Вторая Школа российского грант-менеджера. Вторая Школа российского грант-менеджера проводилась при финансовой поддержке некоммерческой организации Фонд «Новая Евразия», Программы «Малые проекты Посольства Королевства Нидерландов» (MATRA/KAP), CAF-Россия, Института Устойчивых сообществ, Фонда «Народная Ассамблея» проект «Институт гражданского анализа».

Администратор Второй Школы российского грант-менеджера – некоммерческое партнерство тренеров и консультантов «Development Group».

Интересная организационная особенность этой Школы – инициатива по ее проведению принадлежит группе экспертов некоммерческого сектора. 15 человек из Москвы, Самары, Краснодара, Новосибирска работали как одна команда, чтобы собрать в Москве более 100 участников Школы и обеспечить им информативную и полезную программу. На Школу приехали грант-менеджеры благотворительных фондов, представители международных организаций, администраторы муниципальных грантовых конкурсов, координаторы корпоративных благотворительных программ – от Санкт-Петербурга до Южно-Сахалинска.

Оказалось, что участники Школы испытывают острую потребность в обмене информацией, постоянном повышении квалификации. Далеко не всегда рядом коллеги, с которыми можно проконсультироваться и получить рекомендации по спорным вопросам. При этом количество конкурсов и грантодающих организаций растет быстрее, чем когорта специалистов. Не хватает экспертов для оценки заявок и принятия решений. Поэтому подобные школы (с набором разнообразных методик обучения) способствуют институционализации сообщества и даже признанию профессии грант-менеджера как таковой. Многие участники оценивают их «как старт для формирования профессионального сообщества» и уже говорят о том, что назрела «необходимость создания профессиональной ассоциации».

До начала работы Второй Школы было проведено небольшое исследование по различным аспектам работы грантодающих организаций. Исполнители (Центр РНО, Санкт-Петербург) получили 40 анкет, на основании которых составили примерные «портреты» грантодателя, грантополучателя и грантового цикла. Подробный отчет по исследованию опубликован в специальном издании Школы. Мы же предлагаем вашему вниманию лишь выборочные моменты этого исследования, характеризующие наиболее яркие стороны современного грантмэйкинга.

Средний срок осуществления грантодающей деятельности для фондов местных сообществ и государственных структур — 4 года, для ресурсных центров – 7 лет, для международных организаций – 10 лет. Самыми молодыми игроками на этом поле являются российские фонды и коммерческие структуры – 1-2 года.