Состояние некоммерческого сектор Новосибирской области в период локдауна

Рисунок5

Завершая год, принято подводить итоги. Каким стал 2020 год для некоммерческого сектора Новосибирской области рассказала в своем интервью президент Фонда «Сибирский центр поддержки общественных инициатив» Елена Малицкая.

С наступлением весны и до сегодняшнего дня привычный уклад жизни очень сильно изменился. А как эти изменения повлияли на некоммерческие организации Новосибирской области?

Российский мониторинг работы СО НКО в период пандемии, проведенный Ресурсными центрами в разных регионах РФ, показал что большинство организаций не приостановили своей деятельности. Приостановка деятельности была у тех организаций, которые мы называем «мерцающими»: они живут от проекта к проекту или от мероприятия к мероприятию. Таких, согласно мониторингу, оказалось примерно 15%. Но думаю, что несколько больше, т.к в опросе участвовали в основном активно действующие организации. Примерно то же самое происходило и в Новосибирской области. При этом «сильные» организации, наоборот, мобилизовали свои ресурсы, и несмотря на трудности активизировали свою работу. Некоторые даже начали новые проекты и услуги. Таких оказалось примерно 25%, остальные перевели свои услуги в дистанционный формат (примерно 45%). С результатами мониторинга Сибирского центра можно ознакомится на нашем сайте.
У «сильных» некоммерческих организаций увеличился запрос на поддержку, т.к. появились новые целевые группы людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и новые запросы. По данным БФ «Созвездие сердец» в связи с переходом на дистанционное обучение увеличился запрос на гаджеты для детей из малоимущих и многодетных семей. Или семьи мелких предпринимателей оказалась совсем без средств, потеряв свой бизнес. Соответственно и они сами, и их дети попали в категорию нуждающихся (особенно если они снимали жилье).
Такие организации, как БФ «Солнечный город» и «Гуманитарный проект» продолжили свою деятельность по обеспечению услугами своих подопечных. Но их расходы возросли. Например, няни БФ «Солнечного города» начали ездить в больницы к детям-сиротам на такси, чтобы снизить риски заболевания. Люди с ВИЧ положительным статусом не могли выходить из дома. Так же, как и пожилые, они — социально уязвимая группа. Им доставлялись лекарства и тесты. Соответственно увеличились затраты на автотранспорт, дезинфицирующие средства, средства индивидуальной защиты и пр.

Некоммерческие организации одни из первых начали помогать пожилым людям, людям с инвалидностью, оказавшимся в трудных условиях самоизоляции, обеспечивая продуктовыми наборами. Как СО НКО Новосибирской области работают в данном направлении?

Отдельно можно говорить про то, что вся продуктовая помощь пожилым и социально уязвимым группам предоставлялась в области через некоммерческую организацию АНО «Ассоциация «Санрайз». Помощь, выделенная группой компаний «Альфа» для закупки продуктовых наборов шла через НКО, при этом требовалось огромное количество отчетности, а на административные издержки никто средств не выделял.
Группа получателей поддержки сейчас у организации составляет 50 тысяч потребителей (раньше за год это было 6-7 тысяч) и помощь продолжается. Вы представляете, сколько требуется только банковских средств для закупки продуктовых наборов для 28 тысяч семей и граждан? А сколько отчетности? А сейчас, когда необходимо взаимодействовать с Роспотребнадзором и соблюдать все регуляции по предоставлению горячих обедов для врачей, работающих с ковидных госпиталях (850 человек в сутки)? Конечно, привлекаются добровольцы, в т.ч. из медиков, но стоимость издержек НКО, которые управляют этим процессом, невообразима. Поэтому всегда, когда говорят про добровольцев, надо понимать, что за ними всегда стоят некоммерческие организации, которые привлекают добровольцев, обучают их, координируют их действия, администрируют. Сейчас это все выглядит так, что откуда-то взялись добровольцы, которые сами понимают, где что нужно, и сами идут туда и помогают. Нет. За этим стоят НКО. Вклад СО НКО явно недооценен.

Расскажите какую поддержку реально получили некоммерческие организации от государства и бизнеса?

Федеральный центр оказал меры поддержки некоторым СО НКО, которые вошли в реестры (так называемые реестры: первый — те, которые уже получали поддержку государства или Фонда президентских грантов; организации, имеющие статус исполнителей общественно полезных услуг до 1 апреля 2020 г. (ИОПУ); СО НКО, входящие в реестр поставщиков социальных услуг по 442-ФЗ.И второй реестр – организации, имеющие лицензию или статус благотворительной организации). В Новосибирской области статус ИОПУ сейчас имеют 24 организации. Причем этот статус в 2020 году получили 16 организаций, до марта 2020 года их было 10. В реестр поставщиков социальных услуг у нас входят 146 организаций, из них 57 СО НКО. За период пандемии туда добавились 4 организации: 3 региональных СО НКО и 1 федеральная бизнес компания «Почта России».

Первый раз СО НКО могли получить кредиты на свою деятельность так же, как субъекты малого и среднего бизнеса. По всей стране таких кредитов было выдано чуть более 1000. В Новосибирской области мы знаем по крайней мере 7 выданных кредитов. Но здесь мы, как и во всей стране, столкнулись с проблемой, что регулятор (Центробанк РФ) не смог сделать четких методических рекомендаций по критериям отбора именно некоммерческих организаций для выдачи кредитов. Поэтому работа некоммерческих организаций по оформлению льготных кредитов носила огромные административные издержки. Например, Фонд «Сибирский центр поддержки общественных инициатив» предоставил в Сибирское отделение ПАО Сбербанк более 60 подтверждающих документов, которые совершенно не относились к нашей платежеспособности для получения кредита.

Конечно, к поддержке НКО подключились бизнес организации и крупные благотворительные федеральные фонды. Фонд Геннадия и Елены Тимченко по программе «Фонд плюс регионы» пожертвовал 20 тысяч СИЗов Министерству здравоохранения Новосибирской области через БФ «Сибирский». Также было выделено 4,5 млн рублей через БФ «Сибирский» для крупных СО НКО Новосибирской области, работающих с социально уязвимыми группами. Благотворительный Фонд Владимира Потанина поддержал в области 3 очень крупных проекта (по 10 млн.рублей) и несколько более мелких проектов. Фонд президентских грантов выделил в этом году дополнительно 3 млрд.рублей (кроме запланированных 8 млрд.рублей) на специальный конкурс. Из 155 заявок, поданных от СО НКО Новосибирской области, были поддержаны 35 проектов.

Сейчас Общественная палата Российской Федерации вышла с инициативой продолжить меры государственной поддержки СО НКО в Правительство РФ. Государственная Дума поддержала эту инициативу. Но проблемы остаются, как с формированием реестра получателей поддержки, так и с механизмом получения льгот для бизнеса, который (льготы для бизнеса осуществляющего поддержку СО НКО входящих в реестр) осуществляет пожертвования СО НКО, входящим в реестр.

Из других регионов России приходит информация о растущем давлении со стороны контролирующих органов. Роспотребнадзор и Минюст начинают проверки СО НКО по правилам их работы. Будут проверять, работали ли СО НКО в рамках Устава или начали оказывать адресную помощь во время пандемии целевым группам, которые в их Уставе не прописаны. У нас таких случаев в регионе нет, но… риски остаются.

Сейчас в Правительство внесен новый комплекс мер по обеспечению доступа СО НКО в социальную сферу, и Заместитель председателя Правительства РФ Голикова Татьяна Алексеевна поручила уполномоченному органу по поддержке и развитию СО НКО – Министерству экономического развития РФ разработку стратегии развития СО НКО в РФ.

А как обстоит ситуация с поддержкой СО НКО в Новосибирской области?

Наше Министерство региональной политики Новосибирской области очень быстро отреагировало на запросы СО НКО. И так же, как Фонд президентских грантов, провело дополнительный конкурс субсидий (конкурс ковид) для поддержки деятельности СО НКО в мае-июне 2020 года.
Очень эффективным оказался конкурс, который проводился Ресурсными центрами и инфраструктурными организациями Новосибирской области по поддержке проектов инициативных граждан – фактически добровольческие проекты. Было выделено 45 млн рублей, поддержано через 25 Ресурсных центра Новосибирской области 984 стартапа. Некоторые проекты, несмотря на ситуацию,реализуются и в настоящее время.