Дорогие коллеги по оценке! Мы провели два исследования, связанных с оценкой, и решили не жадничать, а поделиться с вами результатами :)
В рамках проекта «Формирование экосистемы обучения и просвещения в области оценки в социальной сфере», выполняемого при поддержке ФПГ Ассоциацией ИнА-Центр, которая входит в холдинг «Сибирский Центр», мы (ИнА-Центр и наши партнеры по проекту Компания «Процесс Консалтинг») перелопатили большой объем информации, проанализировали тенденции оценки и собрали данные для разработки образовательных программ, ибо нам важно давать ученикам актуальную информацию.
Расскажу про тренды оценки и как каждый из них учитывать.
Итак, начнем.
Гуру оценки Майкл Скривен и Майкл Пэттон еще в 2008-2009 годах говорили о том, что оценка развивается как трансдисциплина, то есть как такая отрасль знания, которая имеет самостоятельный статус и в то же время используется как методологический или аналитический инструмент в нескольких других дисциплинах. Поясняя этот тезис, Майкл Пэттон (2009) писал: «…В любой дисциплине, профессии или области деятельности люди занимаются оценкой в той или иной форме.» Что греха таить – принимая взвешенные управленческие решения в большинстве областей мы проводим оценку или исследование с элементами оценки, назвать это трендом сложно, но начать с этого статью вполне уместно :)
Как это отразилось в проектах?
Поскольку в оценке используются методы социальных наук, развитие методологии оценки происходит параллельно с развитием методологии социальных исследований. Применительно к оценке программ и проектов исследователи отмечают следующие общие тенденции:
· Использование больших данных;
· Использование науки о сложных системах и системного мышления;
· Переход к трансформационной парадигме: что происходит? (мониторинг) – что произошло? (оценка) – что произойдет? (предсказание) – как мы можем изменить (повлиять на) то, что произойдет? (трансформационный подход).
Как нам, практикам и преподавателям оценки, это применить?
Сегодня функция внутренней оценки чаще всего ассоциируется с научением. На смену словосочетанию «мониторинг и оценка» пришло устойчивое словосочетание «мониторинг, оценка и научение» (далее – МОН). В английском варианте это звучит как monitoring, evaluation, and learning. Имеется в виду, что мониторинг и оценка способствуют получению организацией нового практически полезного знания, поддерживая тем самым развитие организации как обучающейся.
«По сути, МОН представляет собой систему или цикл со всеми тремя компонентами: мониторингом, оценкой и обучением, работающими во взаимосвязи на всех этапах проекта и программы — от инициирования до завершения. МОН помогает организациям прояснять намерения, собирать важные данные для оценки эффективности интервенций и отслеживать рычаги для изменений. В идеале процессы МОН должны также включать реалистичную оценку внутренних и внешних возможностей, чтобы быстро реагировать и адаптироваться в режиме реального времени». Встраивание МОН в систему адаптивного управления – одна из важных современных тенденций (P. Rogers, Macfarlan, A., 2020).
Как использовать?
Я бы сказала, что про развивающий потенциал оценки мы всегда говорили, но теперь можно уже со ссылкой на триаду МОН говорить, что мониторинг-оценка-научение встраиваются в деятельность организации на разных уровнях:
· базовом уровне (учет организационного контекста, культурных особенностей, базовых принципов деятельности);
· на уровне «теории изменений» (учет взаимосвязи действий с ожидаемыми результатами);
· на уровне практического принятия решений и научения.
Также стоит попробовать смотреть на свою организацию как обучающуюся. Обучающаяся организация (в английском исходнике learning organization) — организация, которая поддерживает все форматы обучения (формальное, неформальное, на рабочем месте и т. д.) и рассматривает обучение как неотделимую часть рабочего процесса. Обучающаяся организация предполагает, что обучение — не просто накопление знаний, а осмысленное развитие умения их использовать. Про осмысленное развитие — классная идея, хоть и не скажешь, что инновационная, да?
Продолжается тенденция усиления доказательности, набирает обороты доказательная филантропия. Исследование, проведенное Центром развития филантропии Фонда Потанина (Кузьмин, 2020), показало, что одной из тенденций развития филантропии в современном мире является повышение доказательности. Доказательной можно назвать любую концепцию или стратегию, в основе которой лежит объективная информация, как правило, это результаты исследований или измерений. Часто также говорят о том, что именно надежные данные, а не личный опыт либо интуиция, станут драйвером развития филантропии в будущем.
Эксперты грантовых конкурсов стали уделять больше внимания доказательности.
Как использовать?
Чаще обращаться к реестру доказательных практик и к доказательному подходу.
Мы анализировали зарубежные тенденции в обучении оценке, не будем на них останавливаться подробно. Скажу лишь, что за рубежом программы для НКО, как правило, включают:
· Основы оценки проектов и программ;
· Теории изменений, логические модели;
· Сбор и анализ данных;
· Отчетность и коммуникации.
Как использовать?
Обращать внимание на эти темы – я бы даже сказала продолжать обращать внимание, так как эти темы мы в работе и обучении постоянно охватываем.
Анализируя нашу российскую ситуацию, мы выделили две группы заинтересованных в изучении оценки людей, то есть в первую очередь — потенциальных клиентов обучающих программ:
· Заинтересованные в коротком, довольно формальном обучении с подтверждением прохождения обучения и с оплатой за счет направляющей на обучение организации.
· Заинтересованные в длинном обучении, включая сопровождение и поддержку специалистов и общение с преподавателями, возможно, за собственные средства, с перспективой вхождения в профессиональное сообщество.
· Потенциальные преподаватели оценки, которые являются преимущественно представителями академической сферы и хотят расширить направления своей работы.
Как использовать?
Учитывать потенциальных клиентов при разработке учебных курсов, при подборе кейсов и при выборе каналов привлечения учеников.
Под занавес поговорим про тренды современного российского третьего сектора, которые интересны с точки зрения оценки. Приведу сразу «избранные» выводы и соображения о том, как это можно использовать.
· Гибридность секторов и разные формы организаций плюс гибкость организации вынуждают нас акцентировать внимание на краткосрочных результатах, затрудняют преемственность данных и преемственность показателей оценки.
· Акцент на ценностях, значительное количество проектов патриотической, ценностной направленности, кросс-культурные проекты. Здесь мы сталкиваемся со сложностями оценки патриотических и кросскультурных программ, эти примеры мы будем рассматривать в наших образовательных программах.
· Внимание к имиджу, одним из основных инструментов которого являются соцсети. В контексте имиджа важна демонстрация результатов за счет оценки.
· Появляются специфические методики оценки и показатели.
Посмотреть полный текст наших исследований вместе со ссылками на первоисточники и списком литературы (в котором аж 41 публикация!) можно здесь:
· Аналитический обзор мировых тенденций в оценке и зарубежных образовательных программ по оценке, подготовленный компанией «Процесс Консалтинг»;
· Аналитический обзор по потребностям НКО в контексте оценки, подготовленный Ассоциацией ИнА-Центр.