Не так давно Елена Павловна Малицкая, президент МОФ «Сибирский центр поддержки общественных инициатив», приняла участие в IV Форуме «Новосибирск — город безграничных возможностей. Инклюзивный туризм. Цифровизация. Доступная среда». И по итогу поделилась своим мнением, как обстоят дела с благотворительностью в нашем городе.
******************************************************************************************************************
В настоящее время мы различаем три типа благотворителей: физические лица, корпорации и средний /малый бизнес, фонды. Все полученные средства направляются на адресную помощь, проекты и мероприятия, а также на системные решения в социальной сфере.
Если мы смотрим на мировые процессы и Россию с одной стороны, а с другой — берём город Новосибирск, конечно, у нас пока слабо развито привлечение средств даже от физических лиц на адресную помощь, не говоря о других каналах, особенно в регионе. Это связано со слабым просвещением населения в данной теме и с уровнем развития и узнаваемости региональных организаций. Крупные российские фонды используют социальную рекламу и телевидение, технические средства (пожертвования через банки, интернет, смс), а в регионе к этому не имеют доступа, потому что организации неизвестные, да и развитие таких подходов практически никто не финансирует.
Что касается пожертвований от бизнеса, они сейчас во всем мире направлены больше на системную благотворительность — жертвуют мелким и крупным некоммерческим организациям. В России крупный бизнес поступает так же, но работает в основном с московскими НКО, в том числе финансируя и часть их административных издержек. Это, так сказать, «игра по правилам», крупные программы, ориентация на свои места присутствия без учёта мнений и специфики регионов, слишком «бизнесовые» подходы к определению показателей и взаимодействие не на основе партнёрства, а по правилу «заказчик – исполнитель».
Специфика нашего региона заключается в том, что у нас практически нет «ресурсного» бизнеса, который в силу международных стандартов развивает свою корпоративную ответственность. Есть банки и крупные сетевые компании, но они практически не работают на местном уровне или выделяют очень небольшие средства и не развивают сами организации. В последнее время чётко видна тенденция снижения финансовых поступлений в некоммерческий сектор, а развитие лишь программ корпоративного добровольчества. Хотя у нас есть ряд фондов, их крайне мало, которым удалось пробиться к бизнес-сообществу. К сожалению, малый и средний бизнес вообще ничего не знает о системной благотворительности и о некоммерческих организациях. У нас явно не хватает каких-то стимулов (как моральных, так и налоговых) для развития работы с бизнесом, а также площадок по просвещению бизнес-сообщества в теме благотворительности методом взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями (СО НКО).
Мешает развивать благотворительность и недоверие, и непонимание важных истин. Например, во всем мире обсуждают вопрос по уровню административных затрат для СО НКО, что они должны быть такие же, как в коммерческом секторе: зарплаты, развитие технических средств, рекламные расходы и т. д.. А у нас с трудом внедряется сама мысль, что в некоммерческих организациях могут быть заработные платы. Но мы знаем, что вести деятельность профессионально и системно невозможно без административных издержек.
Не помогает в нынешней ситуации возрастающий разрыв внутри сектора (между профессиональными НКО и «мерцающими», работающими только на мероприятиях) и разрыв между федеральным уровнем и уровнем региона, крупного города.
К тому же использование некоторых технологий привлечения средств и просвещения граждан в Новосибирске «вязнет», так как сил на масштабные действия у НКО не хватает, а город большой и информация по теме филантропии теряется.
Еще один серьёзный фактор — развитие схем мошенничества в сфере благотворительности. Население слышало что-то про сбор средств для «больных» детей и готово жертвовать, но люди не знают, что профессионально работающие фонды определённые технологии уже не используют, например, сбор пожертвований на улице в ящики-копилки, сбор средств через интернет на личные банковские карты.
Если же мы смотрим на элементы инфраструктуры развития благотворительности, которая принята во всем мире, мы понимаем, одним из «игроков» у нас в стране является государство. И есть опасность излишнего вмешательства в процессы, когда власть будет развивать не меры поддержки развития благотворительности, а фактический приказ, кому и на что жертвовать.
Как город может помочь развитию филантропии? Думаю, по нескольким направлениям: предоставление социальной рекламы для СО НКО, продвижение местных организаций через СМИ, введение льгот для НКО и бизнес-сообщества, создание площадок по просвещению местного бизнеса в теме благотворительности и корпоративной социальной ответственности, моральное поощрение предпринимательства и благотворительности.