Весной 2015 года Некоммерческое Партнерство «Информационно-Аналитический Центр Развития Гражданских Инициатив» (НП «ИнА-Центр») совместно с мэрией Новосибирска провели оценку городского конкурса социально значимых проектов некоммерческих организаций.
Заказчик оценки — Управление общественных связей мэрии Новосибирска поставил своей целью добиться повышения эффективности ежегодно проводимых мэрией конкурсов. Поэтому от исполнителя потребовалось разработать рекомендации, направленные на совершенствование процедур конкурсного отбора проектов СО НКО и предоставить общие рекомендации по организации и проведению конкурса.
НП «ИнА-Центр» провел полную всестороннюю оценку конкурса, используя такие методы, как фокус-группа, структурированное экспертное интервью и кабинетный анализ. Респондентами стали 64 человека — представители СО НКО, эксперты, администраторы и сотрудники ресурсных центров. Если говорить про общественников, то в фокус процесса оценки попали не только руководители и сотрудники СО НКО-победителей, но также и представители НКО, участвовавших, но не победивших в конкурсе, и даже руководители и сотрудники организаций, вовсе не принимавших в нем участие.
На прошедший конкурс было подано 322 заявки, из них 122 получили финансирование. Таким образом, было поддержано более трети заявок, и каждый третий заявитель получил финансирование. Средняя сумма, выделенная на проект, составила около 50 000 рублей при максимальной сумме 150 000 рублей. По мнению оценщиков, подобный подход обеспечил удачный баланс поданных на конкурс и получивших поддержку проектов.
Результаты оценки показали, что все опрашиваемые отмечают высокую значимость конкурса для жизни города. Их совокупное мнение таково: «конкурс улучшает качество жизни горожан и позволяет решить именно те проблемы, которые важны с точки зрения самих жителей, причем их собственными силами, без привлечения дополнительных ресурсов администрации, и это выгодно для города и его бюджета». Конкурс воспринимается СО НКО как полезный, традиционный и позволяющий оперативно решать действительно значимые для жителей проблемы.
На основе опроса респондентов оценщики сделали выводы о том, что заявителей, за исключением некоторых представителей ТОС, в целом устраивает форма заявки, по ходу подготовки проекта у них не возникало вопросов по бюджету, по статьям и прочим финансовым вопросам, времени между объявлением о конкурсе и крайним сроком подачи заявки было достаточно, процесс подачи заявки был удобным, и у большинства не возникло проблем по предоставлению отчетности.
Активную дискуссию среди респондентов вызвал лишь вопрос о необходимости электронного голосования. Практически все сошлись во мнении, что это необъективный способ оценки проекта. Высокий балл ни в коей мере не подчеркивает значимости проекта, но показывает активность заявителей, преимущественно в молодежной среде, а также позволяет привлечь внимание широких слоев населения к проекту. Альтернативных способов участия населения в выборе лучших проектов предложено не было. Поэтому голосование целесообразно оставить лишь как PR-механизм, но при подсчете баллов не учитывать. Респондентами были высказаны также предложения по добавлению новых направлений в конкурс, в частности – для новичков с меньшими суммами, для опытных СО НКО, и для ТОСов, чьи проекты сложно вписываются в форму проектной заявки. Специалисты «ИнА-Центр», проводившие оценку, согласны с тем, что надо разделить стартапы и более крупные проекту опытных СО НКО.
Почти все респонденты планируют и дальше участвовать в конкурсе. Для повышения прозрачности конкурса было предложено публиковать на сайте баллы экспертов (анонимно) по каждому проекту. Тогда будет видно, что поддерживаются именно те проекты, которые высоко оценили эксперты.
Итогом работы специалистов НП «ИнА-Центр» по оценке конкурса стал проект внесения изменений в Положение о проведении конкурса социально значимых проектов, разработанных НКО и физическими лицами – выборными лицами, активистами ТОС, для предоставления субсидий в виде муниципальных грантов в сфере поддержки общественных инициатив. Вместе с разработанными исполнителем оценки планами двух семинаров для участников и победителей конкурса, примером содержания брошюры для участников конкурса и иными рекомендациями проект изменений передан заказчику.
Предлагаем Вашему вниманию сокращенный вариант отчета о проведенной независимой оценке: