Несмотря на реализацию различных социальных проектов, существует задача, окончательного решения которой пока нет. Дефицит мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных на сегодняшний день проблем в социальной сфере. Конечно, представители власти предпринимают некоторые решения данной проблемы. Тому подтверждение, например, предоставление пособий семьям, дети которых не посещают муниципальные детские сады.
В то же время на территории Российской Федерации появляются негосударственные (частные) дошкольные образовательные учреждения (НДОУ), которые отчасти компенсируют отсутствие необходимого количества муниципальных детских садов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» дошкольным образовательным учреждением является образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования. И согласно ст. 120 Гражданского Кодекса РФ, учреждение является некоммерческой организацией, созданной собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Управление Минюста России по Красноярскому краю и НДОУ
С 1 сентября 2008 года принятие решений о регистрации некоммерческих организаций, а также контроль за их деятельностью на территории нашего края осуществляются Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю. Исполнение функции по принятию решения о государственной регистрации НКО, в том числе и негосударственных дошкольных образовательных учреждений, осуществляются в соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 21.05.2009 № 147, Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от 31.03.2009 № 96.
На сегодняшний день в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Минюста России по Красноярскому краю содержатся сведения о 14 негосударственных дошкольных образовательных учреждениях.
В целях профилактики отказов в регистрации НКО специалисты Управления принимают участие в мероприятиях, организованных для некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере образования.
Так, в рамках Красноярского городского форума — 2009 была организована работа площадки под названием «Дошкольное образование: сочетание традиционных и новых форм». На этой площадке прошел семинар, задачей которого стала помощь в создании некоммерческих организаций и ведении деятельности в сфере образования в соответствии с российским законодательством. Разъяснение вопросов создания таких НКО уменьшает количество отказов в регистрации, и, следовательно, способствует увеличению общего числа НКО, работающих в сфере образования, на территории края. И как следствие и цель вопроса социальной политики – появление дополнительных мест для дошкольного образования.
В ходе семинара обсуждался порядок регистрации некоммерческих организаций, в том числе образовательных учреждений. Документы учреждений, представляемые на государственную регистрацию, не всегда оформлены надлежащим образом, в ряде случаев учредительные документы не соответствуют действующему законодательству. На примере устава одного из негосударственных дошкольных образовательных учреждений были показаны проблемные вопросы при регистрации образовательных организаций в качестве юридических лиц. К таким вопросам относятся: содержание устава, оформление протокола, заполнение форм заявлений о регистрации некоммерческой организации, о внесении изменений в учредительные документы и др.
Учредительные документы дошкольного образовательного учреждения
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» к учредительным документам учреждения относится устав и, в отличие от других организационно-правовых форм юридических лиц, решение учредителя о создании учреждения.
Требования к уставу образовательного учреждения
Статья 13 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» предъявляет следующие требования к уставу образовательного учреждения:
В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:
1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;
2) учредитель;
3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;
4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
правила приема обучающихся, воспитанников;
продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
режим занятий обучающихся, воспитанников;
наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);
6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;
финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;
порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);
7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
компетенция учредителя;
структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
порядок изменения устава образовательного учреждения;
порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
8) права и обязанности участников образовательного процесса;
9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
Все вышеуказанные пункты должны содержаться в уставе образовательного учреждения. Не соответствие данным требованиям закона влечет отказ в государственной регистрации, так как это прямое нарушение закона.
Наименование учреждения
Наименование учреждения должно содержать указание на характер деятельности и организационно-правовую форму учреждения. А также оно должно быть отличным от наименований уже ранее зарегистрированных учреждений.
Пример:
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение (частное учреждение) «Детский сад комбинированного вида ___________» (далее по тексту – Учреждение) является некоммерческой организацией, созданной на основании решения (наименование учредителя) (наименование, дата и номер документа).
Учредители
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредителями учреждений могут выступать физические лица (полностью дееспособные граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации) и юридические лица, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Учредителем частного учреждения может быть одно лицо — как физическое, так и юридическое.
Местонахождение
Местонахождение и фактический адрес учреждения могут не совпадать, поэтому следует указывать оба адреса, чтобы в дальнейшем связь с учреждением не была потеряна.
Например:
Местонахождение Учреждения: 661749, Российская Федерация, г. Малиногорск, ул. Мира, 15.
Фактический адрес Учреждения: 661749, Российская Федерация, г. Малиногорск, ул. Ленина, 19.
Обязательно указание в уставе наименований и адресов всех структурных подразделений учреждения.
Пример:
На момент государственной регистрации настоящего Устава Учреждение имеет в своем составе следующие структурные подразделения, находящиеся на территории г. Малиногорск по адресам:
«Солнышко» – ул. Ленина, 34б;
«Родничок» – ул. Лесная, 19.
Организационно-правовая форма
Важное значение имеет правильное указание образовательным учреждением организационно-правовой формы, типа учреждения и выбор вида учреждения согласно заявленным уставным целям.
Если учреждение негосударственное, то организационно-правовой формой для него станет «частное учреждение».
Тип образовательного учреждения определяется в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ. На сегодняшний день можно отметить следующие самые распространенные типы образовательных учреждений: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования и т.д.
К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов: детский сад, детский сад для детей раннего возраста, детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей, центр развития ребенка — детский сад.
Пример:
Организационно-правовая форма Учреждения – частное учреждение.
Тип Учреждения – дошкольное образовательное учреждение.
Вид Учреждения – детский сад комбинированного вида.
Порядок управления деятельностью
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 12.01.1996 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» высшим органом управления учреждения может выступать единственный учредитель, либо общее собрание учредителей. Общее собрание учредителей правомочно, если на указанном собрании присутствуют более 50% учредителей.
Исполнительным органом учреждения, подотчетным учредителю является руководитель (директор, ректор) учреждения, общему собранию учредителей наряду с указанными органами может быть подотчетен также Совет учредителей (при условии его формирования). Коллегиальный исполнительный орган — Совет учреждения — избирается из числа учредителей общим собранием учредителей, либо назначается единственным учредителем (директор, ректор). Единственный учредитель также может быть руководителем (директором, ректором) учреждения.
Директором (ректором) является лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени учреждения.
К исключительной компетенции высшего органа управления учреждения относятся:
1) внесение изменений в устав Учреждения;
2) определение приоритетных направлений деятельности Учреждения, принципов формирования и использования его имущества;
3) образование исполнительных органов Учреждения и досрочное прекращение их полномочий;
4) реорганизация и ликвидация Учреждения
Уставом учреждения к компетенции высшего органа управления также может быть отнесено решение иных вопросов. Решение по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления учреждения принимаются единогласно, либо квалифицированным большинством голосов, от числа учредителей, участвующих на общем собрании.
Исполнительный орган уполномочен принимать решения по всем вопросам деятельности учреждения, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления учреждения.
Пример из проекта устава:
Управление Учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления.
К компетенции Учредителя относится:
создание, реорганизация и ликвидация Учреждения;
назначение и увольнение директора Учреждения;
утверждение порядка приема детей и комплектования Учреждения и т.д.
Органами самоуправления Учреждения являются: совет педагогов Учреждения и общее собрание трудового коллектива Учреждения.
Управление педагогической деятельностью осуществляет совет педагогов Учреждения.
Текущее руководство Учреждением осуществляет единоличный исполнительный орган — директор.
Директор Учреждения назначается и освобождается от должности на основании решения Учредителя…
Директор Учреждения в соответствии с Уставом и в пределах своей компетенции самостоятельно решает вопросы текущей деятельности Учреждения, в том числе:
действует от имени Учреждения без доверенности;
в установленном законодательством и настоящим Уставом порядке распоряжается имуществом Учреждения;
назначает на должность и освобождает от должности заведующих структурными подразделениями и т.д.
В Учреждении действует следующий порядок формирования (избрания, назначения) органов самоуправления.
Совет педагогов состоит из педагогических и медицинских работников, иных работников Учреждения, представителей Учредителя, родителей с правом совещательного голоса.
Полномочия трудового коллектива Учреждения осуществляются общим собранием трудового коллектива. Трудовой коллектив Учреждения составляют все работники Учреждения, участвующие в его деятельности на основе трудового договора…
Предмет и цели деятельности
Предмет деятельности учреждения связан с целью его деятельности, это необходимо учитывать, указывая в уставе виды деятельности учреждения.
Целью деятельности образовательного учреждения является осуществление образовательных программ. Для достижения целей, предусмотренных уставом, образовательное учреждение занимается образовательной деятельностью. В то же время допускается ведение предпринимательской деятельности, виды которой прямо указаны в нормативных актах: так, в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:
торговля покупными товарами, оборудованием;
оказание посреднических услуг;
долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
Учитывая императивный характер нормы, в уставе образовательного учреждения можно указывать как все, так и отдельные виды деятельности из данного перечня. Сложность представляет вопрос об организации питания учащихся (воспитанников): следуя исчерпывающему перечню видов деятельности, можно организовать реализацию покупных товаров (продуктов), но само учреждение производить продукты питания не вправе.
Также следует обратить внимание на то, что статья 13 ФЗ «Об образовании» предписывает определить не цели деятельности учреждения, а цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ.
Пример:
Учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании.
Основными целями образовательного процесса являются:
— создание условий для обеспечения реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение дошкольного образования;
— воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста;
— реализация общеобразовательных и коррекционных программ дошкольного образования;
— всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных особенностей;
— обеспечение готовности к школьному обучению.
Имущество учреждения и финансово-хозяйственная деятельность
В соответствии со статьей 298 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество частного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.
В соответствии со статьей 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В соответствии со статьей 298 ГК РФ частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Средства учреждения состоят из:
доходов от предпринимательской деятельности Учреждения, направленных на осуществление целей, задач Учреждения;
финансирование собственника;
прочих поступлений.
Пример из проекта устава:
Имущество Учреждения является собственностью Учредителя, отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления.
Источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых ресурсов, являются:
средства, выделяемые Учредителем согласно утвержденной смете;
имущество, закрепленное собственником за Учреждением на праве оперативного управления;
доходы от разрешенной настоящим Уставом предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности;
добровольные взносы организаций и граждан и т.д.
Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему Учредителем по смете доходов и расходов, и закрепленным за ним на праве оперативного управления, в том числе сдавать в аренду, отдавать в залог или обременять его иным способом без согласия собственника…
Учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с настоящим Уставом.
Доходы, полученные от такой деятельности Учреждения, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Платная образовательная деятельность Учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в Учреждении…
Порядок преобразования учреждения, ликвидация
Преобразование учреждения осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ и статьей 17 Федерального закона от 12.01.1996 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В соответствии с указанными нормами частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию и хозяйственное общество.
Ликвидация учреждения осуществляется на основании и в порядке, установленных статьями 61, 63 ГК РФ и статьями 18, 19 Федерального закона от 12.01.1996 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Общее собрание учредителей (единственный учредитель) принимает решение о ликвидации учреждения.
С полным текстом примерного проекта устава детского образовательного учреждения и другими формами документов можно подробно ознакомиться на сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю (www.r24minjust.ru) в подразделе «Документы» раздела «Отдел по делам некоммерческих организаций».