Об этом шла речь 26-27 марта в Новосибирске на семинаре «Будущее коммуникации».
Семинар дал старт новому проекту Института развития прессы-Сибирь – «Школа гражданских коммуникаций в Интернете».
Вели семинар тренеры-эксперты Александр Ларьяновский, директор по региональному развитию компании «Яндекс», Оксана Силантьева, руководитель медийных проектов Издательского дома «Алтапресс», и Виктор Юкечев, директор ИРП-Сибирь.
Слушателями были топ-менеджеры и главные редакторы 10 издательских домов Урала, Сибири и Дальнего Востока, завоевавшие в результате конкурсного отбора право в течение полутора лет обучаться в Школе гражданских коммуникаций.
Особенностью семинара стала широта не только географическая, но и тематическая. Технические нюансы создания и управления веб-сайтом, инновационные форматы медиа, способы «раскрутки» Интернет-ресурса и привлечения рекламодателей – все это обсуждалось в рамках семинара «Будущее коммуникации». Как заработать деньги в Интернете, как привлечь и удержать посетителей, чем СМИ отличаются от медиа – вот лишь малая толика обсуждавшихся тем.
Тренеры не только рассказывали участникам о последних тенденциях в области мультимедийной журналистики и медиаконвергенции, но и заставляли участников на практике испытать интерактивную журналистику и менеджмент коммуникационных проектов.
Так, в первый день семинара каждый участник презентовал коллегам и тренерам различные типажи читателей своей газеты. Не у каждого получалось с первого раза, однако в итоге участники научились более четко определять свою целевую аудиторию и лучше понимать потребности своего читателя, чтобы всегда оставаться для него актуальным и незаменимым информационным ресурсом – в любом формате и на любой, доступной потребителю медийной платформе.
Каково же будущее СМИ и медиа, и в чем их принципиальная разница? – этим вопросом, волнующим всё медийное сообщество, не раз задавались и участники семинара –
редакторы и генеральные директоры издательских домов. Разделившись на две группы, они выдали свои футуристические концепции на тему «Когда закончилась бумага…».
«В нашем понимании это будет некий мультимедийный продукт, который будет помогать нашему читателю (потребителю) удовлетворять его самые насущные потребности. Например, будет возможно собирать всю нужную человеку информацию и сводить в одну базу. Это может быть та же справочная бытовая информация, вроде счетов по жилищно-коммунальным услугам, банковским операциям, – фантазировала Галина Коморникова, главный редактор газеты «Курьер. Среда. Бердск». – Кроме того, читатель сможет автоматически получать только ту информацию, которая его интересует, так как газета (будем пока называть этот ресурс также газетой!) будет отслеживать то, что он читает. А еще с помощью мультимедийного продукта будущего можно будет забронировать столик в ресторане или запросить информацию о товаре в магазине, узнать его цену, состав, калорийность…». Новая электронная газета станет универсальным информационным ресурсом – буквально на все случаи жизни! В том числе, и в сфере защиты прав человека.
Во время второго дня семинара прошла презентация социальной правозащитной сети «Так-так-так», направленной на укрепление «прямой демократии». Социальная ориентированность проекта вызвала большой интерес у представителей региональных издательских домов. Проект «Медиа прямого участия: контролируем власть и защищаем права человека», в рамках которого будет существовать сеть «Так-так-так», является второй составной частью Школы гражданских коммуникаций в Интернете. Именно на базе этой правозащитной сети и будет в дальнейшем действовать Школа. Предназначенная для обучения работников региональных издательских домов работе в концепции participatory media (медиа прямого участия), она будет действовать в очном и дистанционном формате.
Следующий семинар в рамках проекта – «Гражданская журналистика: тенденции развития в мультимедийной Интернет-среде» – состоится в мае. Его участниками станут также представители правозащитных НКО и преподаватели региональных университетов, заинтересованные в разработке спецкурса «Медиаконвергенция и гражданские коммуникации в Интернете».
Проект осуществляется в рамках Программы микропроектов «Европейский Инструмент в области Демократии и Прав Человека» (ЕИДПЧ- EIDHR), которая управляется Европейской Комиссией и финансируется из бюджета ЕС. Микропроекты нацелены на усиление поддержки местных гражданских инициатив и их вклада в развитие демократии.
Партнеры ИРП-Сибирь в данном проекте: Альянс независимых региональных издателей (АНРИ), общественная организация «Ассоль» и Ассоциация развития прессы.