Конкурсы на консолидированный бюджет

monety

Дата начала: 01.01.1998

Дата окончания: 10.10.2010

Конкурс социально значимых проектов на консолидированный бюджет – одна из технологий проведения грантовых конкурсов, предложенная Межрегиональным Общественным Фондом «Сибирский Центр Поддержки Общественных Инициатив» в 1998 году и успешно используемая на территории Сибири. В отличие от остальных грантовых конкурсов Сибирского Центра, конкурсы на консолидированный бюджет проводятся на уровне одного региона или муниципального образования. Организаторами конкурса являются МОФ СЦПОИ, организация-представитель Сибирской Сети на данной территории, местная администрация и представители коммерческих структур. Условия участия, сроки, приоритетные направления и максимальный размер гранта определяются в зависимости от местных условий.

Грантовый пул формируется по принципу консолидированного бюджета, средства в который привлекаются из местных источников (областной, муниципальный бюджет, вклад коммерческих структур), а также через МОФ СЦПОИ. Основная задача проведения подобных конкурсов – внедрить механизм конкурсного распределения средств для поддержки социально значимых проектов, доказать на практике его эффективность, содействовать активизации местных инициатив в решении проблем сообщества. Кроме того, проведение конкурсов на консолидированный бюджет обогащает опыт взаимодействия представителей власти, бизнеса и НКО, способствует развитию соответствующей законодательной базы, социальной ответственности бизнеса. Процесс подготовки и проведения, результаты конкурса подробно описаны в материале «Эффект проведения конкурса социально значимых проектов на консолидированный бюджет в регионах Сибири» Кира Гребенник (см. в разделе «Технологии»).

За 11 лет проведения конкурса в 11 регионах было поддержано более 600 социально значимых проектов, сумма привлеченных средств составила более 250 000 долларов США. В 2007-2009 г.г. конкурсы грантов на консолидированный бюджет проводятся в рамках Программы Развития Третьего Сектора «Эффект Присутствия. Этап II» при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (АМР США). В Новосибирской области в 2005-2007 гг.. конкурс на консолидированный бюджет проводился совместно с администрацией Сузунского района. Затем районный совет депутатов принял решение проводить районный конкурс социальных проектов на бюджетные средства.

В 2010 г. конкурс на консолидированный бюджет «От слов к делу» провел только что созданный фонд «Академгородок» (созданный в Советском районе г. Новосибирска). Фонду удалось привлечь 160 тысяч рублей (30 тысяч рублей — средства, выделенные «Сибирским центром поддержки общественных инициатив», остальные средства — от бизнеса и физических лиц). На конкурс было подано 10 заявок, 8 проектов поддержаны на суммы от 8,5 до 20 тысяч рублей. Остаток средств сохранится на счетах фонда до следующего конкурса.

Подробную информацию о конкурсе и условиях участия в нем можно получить у менеджера грантовой программы в офисе МОФ СЦПОИ. Информацию о конкурсах на консолидированный бюджет в регионах: Республика Алтай, Республика Бурятия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, можно получить в организациях, входящих в Сибирскую Сеть центров общественного развития.

Проблема

Конкурсное распределение бюджетных средств на проекты и программы социальной направленности в конце 90-х годов было, скорее, экзотикой для многих регионов России. С одной стороны, это было обусловлено отсутствием законодательной базы, регулирующей проведение конкурсов социальных проектов и программ. С другой стороны — недоверием структур власти к некоммерческим организациям, способным более эффективно решать проблемы местного сообщества и, тем самым, снижать социальную напряженность в регионах России. В структурах власти и в коммерческих организациях не было опыта проведения и администрирования конкурсов проектов социальной направленности, который приобрели организации некоммерческого сектора за время выполнения проектов, финансируемых зарубежными фондами.

Предыстория

В миссии нашей организации записано, что мы стремимся развивать благоприятные условия для развития и укрепления сектора некоммерческих организаций Сибирского региона, поэтому мы всегда отводили важную роль разработке и внедрению новых социальных технологий, которыми могли достаточно легко воспользоваться в любых других регионах. В 1998 году в Новосибирске у членов Оргкомитета Ярмарки-98 возникла идея провести конкурс проектов НКО на средства, собранные из разных источников в одну общую «копилку» – от региональной, муниципальной власти, предпринимательских структур. Общая сумма получила название «консолидированный бюджет». Цель, которую мы ставили, заключалась в том, чтобы показать местным властям и предпринимателям, насколько эффективен механизм конкурсного распределения средств на проекты НКО, как НКО могут решать проблемы сообщества на такие небольшие средства (максимальная сумма гранта была определена Оргкомитетом в 5000 рублей или, примерно, $800 до дефолта 1998 года). Так как опыт проведения и администрирования конкурсов проектов НКО в МОФ СЦПОИ был накоплен к тому времени большой, то все члены Оргкомитета Ярмарки-98 предложили руководству МОФ СЦПОИ предоставить свой счет для аккумулирования средств и взять на себя администрирование конкурса. Был подготовлен пакет документов, необходимый для качественного проведения конкурса. В следующем, 1999 году, технология проведения подобного конкурса была распространена на 9 из 11 регионов Сети (не приняли участие Иркутская и Читинская области). Администрирование в регионах осуществляли представительства МОФ СЦПОИ, а за организацию и проведение всего конкурса ответственность лежала на авторе данной статьи. Всего было поддержано 82 проекта на суммы от 2000 до 10000 рублей. Размер гранта определяли в каждом регионе самостоятельно. Конкурс позволил привлечь к работе в экспертных советах представителей власти и предпринимательских структур, которые получили неоценимый опыт и понимание необходимости развития социальной ответственности бизнеса, важности законодательной базы, регулирующей конкурсы проектов при решении социально значимых проблем регионов, городов и сообществ. Проведение таких конкурсов в регионах позволило администрирующим организациям показать и власти, и бизнесу умение профессионально работать с привлеченными финансами, повысить доверие к этим организациям. Так, в Новосибирске, где такие конкурсы проводились ежегодно, начиная с 1998, исполнительная власть города и области закладывала средства в бюджет, который принимался законодательными органами, и перечисляла эти средства на счет МОФ СЦПОИ.

Макеева Ирина, Менеджер грантовой программы МОФ СЦПОИ