Краснодар), Северо-Западный федеральный округ (г.Архангельск), Дальневосточный федеральный округ (г. Хабаровск), Сибирский федеральный округ (г.Новосибирск), Уральский федеральный округ (г. Тюмень), Приволжский федеральный округ (г. Самара). Организации 6 округов входят в неформальное объединение российских общественных организаций — коалицию «Регионы».
Видео-запись конференции:
————————————————————————-
Среди участников конференции — эксперты и специалисты в сфере управления добровольческими ресурсами, руководители общественных, благотворительных и некоммерческих организаций, представители органов государственной власти и местного самоуправления, Общественной палаты РФ, образовательных учреждений, бизнеса, СМИ.
Координацию программы конференции осуществлял МОФ «Сибирский центр поддержки общественных инициатив».
В первый день конференции (16 ноября 2010 г.) обсудили 3 основных вопроса:
1. Тенденции развития институтов гражданского общества в округах РФ.
В первую очередь, мы отмечаем, что основные тенденции могут различаться по регионам и являться разнонаправленными. В целом процесс развития гражданского общества и диалога власти и активных граждан является положительным в своей динамике (например, в 1992 году механизмов взаимодействия на территории Сибири =0, в настоящее время их более 200, см. Презентацию конференции — Baza_dannih_mehanizmov__Lihih_Irina__Novosibirsk.pdf — 2.52 Mb). В то же время, качество этого взаимодействия и работы этих механизмов требует постоянного общественного мониторинга и внедрения систем оценки.
Участники конференции выявили, что основными тенденциями развития институтов гражданского общества в регионах РФ является следующее:
- Активно работающие организации составляют примерно 10% от всех зарегистрированных НКО, а количество вновь регистрируемых организаций постоянно снижается.
- Тенденция к объединению НКО для совместного продвижения и отстаивания прав и интересов целевых групп и самих организаций.
- Улучшение ситуации в сфере взаимодействия НКО с органами власти.
- Волна комплексных программ по развитию и поддержке гражданского общества
- Сектор региона занят в основном решением социальных проблем узкой группы населения, находящейся в трудной жизненной ситуации, и не пытается влиять на системное решение социальных проблем.
- Отсутствие институциональной поддержки благотворительности и добровольчества.
- Необходимо продвижение программных и стратегических подходов, взамен проектного мышления
- Появление незарегистрированных волонтерских инициативных групп.
- Снижение профессионализма и организационного уровня организаций.
- Низкий уровень открытости сектора. В 2009 году на конкурс публичных годовых отчетов было представлено 6 отчетов, а в 2010 году – 7.
- Отсутствие в регионе программы, направленной на развитие и поддержку НКО.
- Отсутствие средств на поддержку деятельности, связанной с межрегиональной активностью НКО, и поддержку инфраструктуры сектора на региональном уровне.
- Региональные организации слабо включаются в федеральные процессы.
- Усиливается неравномерность участия бизнеса в развитии территорий.
- НКО и некоммерческий сектор в целом не известны широкой общественности.
- Информационные технологии не используются в качестве инструмента поддержки деятельности НКО, при этом усиливается разрыв в развитии сельского и регионального уровней; регионального и федерального уровней, что мы отмечаем как отдельный этап в развитии некоммерческого сектора.
- Власть и НКО «застряли» на уровне кратко- и среднесрочных проектов, хотя необходимо переориентироваться на программный и стратегический уровень.
- Многие добровольческие и благотворительные гражданские программы стали ассоциироваться с инициативой власти.
- Запрос на развитие гражданской активности на муниципальном уровне
2. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций.
Участники конференции обсудили текущую ситуацию с реализацией федерального закона в регионах и высказали свои предложения
Spravka-vvedenie_v_materiali_SCPOI__11.2010.doc | 48.0 Kb |
Участники конференции предложили:
- Создать на сайте Общественной палаты РФ раздел о реализации ФЗ-40 по каждому региону. Сведения должны подаваться от региональных ресурсных центров, а не от служб, близких к чиновникам.
- Правительству РФ — включить одним из критериев оценки деятельности Губернаторов размер средств (руб/чел), направляемых в регионах на поддержку гражданских инициатив и деятельности НКО.
3. Анализ ситуации с общероссийским конкурсом на получение государственной поддержки некоммерческими неправительственными организациями, согласно ежегодному Распоряжению Президента РФ в 2010 году.
Участники рассмотрели основной доклад и презентацию анализа ситуации с общероссийским конкурсом, которая была подготовлена Кузбасским Центром «Инициатива».
Analiz_konkursa_na_poluchenie_gos.podderjki_Rondik_Irina__Kemerovo.pdf | 4.94 Mb |
С каждым годом количество заявок, представленных на конкурс, снижается. Процент поддержанных проектов снижается. ЦФО и г. Москва — явные лидеры у операторов в распределении средств федерального конкурса. Число средств, направленных в округа, с каждым годом снижается. Снизилась средняя стоимость проекта во всех федеральных округах, кроме ЦФО.
Суммы, оставшиеся у операторов на администрирование конкурса, составляют почти 6% от всего бюджета конкурса. При этом, если рассматривать данные суммы не в процентном соотношении, а в абсолютном денежном выражении, то можно отметить, что они являются очень высокими для проведения только экспертизы проектов и проверки финансовых отчетов и могли бы более эффективно использоваться на внедрение систем оценки конкурса.
Количество средств, выделенных в рамках конкурса на 1 жителя региона, неоднородно (г. Москва — 52,37, ЦФО — 17, все остальные округа — от 3,86 до 0,6).
Количество средств, выделенных в рамках конкурса на 1 НКО региона, неоднородно (г. Москва — 22.382 руб., ЦФО — 10.110 руб., все остальные округа — от 6.692 до 1024 руб.)
Участники конференции предложили:
- Президенту РФ — организовать проведение федерального конкурса социальных проектов через федеральные округа с выделением средств из федерального бюджета с учетом численности населения в федеральных округах, а также внедрить систему мониторинга оценки всего конкурса.
17-18 ноября 2010 года в рамках конференции прошли мастер-классы
Предложения по итогам проведения мастер-классов on-line (Социальные технологии; IT-технологии в некоммерческом секторе):
- Предлагаем использовать IT-технологии для повышения эффективности работы институтов гражданского общества, проведения региональных и межрегиональных конференций, проведения мастер-классов и др.
- Продолжить позиционировать информационное равенство регионов как мощный ресурс их развития.
- Разработать техническое задание для проведения подобных конференций, написать подробные инструкции.
Предложения и выводы по организации подобных мероприятий:
Участники конференции выразили интерес к формату конференции. Участники также отметили, что работа удалась в тех регионах, в студиях которых собрались заинтересованные люди. Отметили ценность данного формата конференции для людей с ограниченными возможностями.
СЦПОИ, как организатор, отмечает еще несколько важных выводов:
Подобный формат проведения мероприятий является низкозатратным и дает возможность включать большое количество участников из регионов России, выслушивать их экспертное мнение, получать обратную связь, при этом фактически нет издержек, связанных с личным участием . Необходима видеозапись таких мероприятий для того, чтобы другие заинтересованные лица, которые не смогли по разным причинам участвовать в живом обсуждении, имели возможность просмотреть материалы позже.
Уважаемые коллеги, вы уже можете скачать некоторые презентации, представленные на он-лайн конференции «Гражданское общество и современные информационные технологии: тенденции и механизмы развития, опыт регионов» (16-18 ноября 2010 года).
Analiz_konkursa_na_poluchenie_gos.podderjki_Rondik_Irina__Kemerovo.pdf | 4.94 Mb |
Tendencii_razvitia_GO_Severo-Zapadnii_okrug_Garant__Arhangelsk.pdf | 230.28 Kb |
Baza_dannih_mehanizmov__Lihih_Irina__Novosibirsk.pdf | 2.52 Mb |
Tendencii_razvitia_GO_v_federalnih_okrugah_Sibirskii_FO_Malickaa_Elena__Novosibirsk.pdf | 1.73 Mb |