Исследование по итогам Весенней Недели Добра

рука_с карандашом

Мы предлагаем вашему вниманию результаты исследования, проведенного в рамках программы ПРО-НКО (реализуемой IREX). Методология и терминология

Проведенное по инициативе программы ПРО-НКО (реализуемой IREX) исследование базируется на основе опроса группы экспертов, представляющих Центры общественного развития.

Мы предлагаем вашему вниманию результаты исследования, проведенного в рамках программы ПРО-НКО (реализуемой IREX).

Методология и терминология

Проведенное по инициативе программы ПРО-НКО (реализуемой IREX) исследование базируется на основе опроса группы экспертов, представляющих Центры общественного развития. Опрос проводился методом анкетирования. Анкета состояла как из закрытых, так и открытых вопросов, с явным преобладанием закрытых. В то же время эксперты могли практически после каждого закрытого вопроса внести дополнительную информацию, связанную с их ответом. Всего в опросе участвовали 20 экспертов. Опрошенные эксперты — представители Ресурсных центров для НКО и Центров общественного развития из Поволжья (Самарская область), Сибири (Алтайский и Красноярский край, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская, Читинская области, Республики Алтай и Бурятия), Юга России (Краснодар, Новороссийск, Пятигорск (и окружающий его регион), Новочеркасск, Ростовская область, Республика Адыгея, Таганрог, Ставропольский край). Данные организации не только вовлечены в процесс проведения ВНД, но и часто выступают в своих регионах ее инициаторами. Экспертная оценка их представителей является наиболее значимой и интересной для понимания такого феномена, каковым является ВНД. Для проведения исследования был взят период с 2001 по 2003 годы, то есть три Недели добра, и территория, охваченная программой ПРО-НКО. Специфика экспертного опроса (величина выборки, значительное число конкретных примеров, фактов, не поддающихся формализации, и пр.) не позволяет делать строгие выводы на основе количественного анализа полученных данных. В ряде анкет некоторые эксперты не отвечали на поставленные вопросы, поскольку не имели необходимой информации. Приводимые ниже абсолютные и относительные показатели (цифры, проценты) дают самое общее представление о тенденциях, совпадении или различии экспертных мнений. В рамках исследования использовалась следующая терминология: Добровольцы – физические лица, выполняющие добровольно, без принуждения социально значимую деятельность в форме безвозмездного труда в интересах конкретных благополучателей или населения в целом. Благополучатели — физические лица, получившие адресную помощь, а также лица, принимавшие непосредственное участие в мероприятиях ВНД в качестве получателей услуг добровольцев. Жертвователи – физические лица, осуществляющие добровольные финансовые и материальные пожертвования в интересах какого-либо благополучателя или организации.

Общие сведения

Результаты исследования свидетельствуют о том, что с 2001 по 2003 количество регионов-участников ВНД, в рамках обозначенной территории, возросло с 17 до 20. Следует отметить расширение географии ВНД внутри данных территорий: с 49 (142 населенных пунктов) районов субъекта федерации до 263 (300 населенных пунктов ) в 20 регионах деятельности. То есть ВНД проходит (и это очень важно!) не только в крупных городах, центрах субъектов федерации, но и в небольших населенных пунктах, районных центрах областей, краев и республик. Причем отмечается тенденция к «углублению» ВНД, расширению ее географии внутри оцениваемых регионов. С расширением географии отмечается рост числа активных участников и благополучателей. В оцениваемых регионах в ВНД-2001 приняли участие более 103 тыс. добровольцев, в 2002-м — уже более 138 тыс., а в 2003-м около 327 тыс. добровольцев. Обратите внимание: количество добровольцев за два года возросло более чем в три раза! Благополучателей, т.е. физических лиц, получивших адресную помощь в рамках ВНД в 2001 году – около 41 тыс. человек, в 2003 – около 148 тыс. человек, а в 2003 – около 140 тыс. человек. Если сравнить данные цифры, то можно заметить, что количество благополучателей возрастает не прямо пропорционально количеству добровольцев. Видимо, один и тот же благополучатель получает комплексные услуги, которые оказываются несколькими добровольцами, либо происходит рост участия добровольцев в акциях, благополучателями которых является неопределенное количество людей. Например, благополучателями экологической акции или мероприятия по благоустройству населенного пункта выступают как жители данной местности, так и приезжие. Хотя целевая группа «население в целом» является мало популярной, по оценкам экспертов, заполнивших анкеты, но тенденцию, связанную с ростом ее значимости среди других целевых групп, следует все же отметить. Также немаловажной является методика подсчета благополучателей. Какого рода деятельность была наиболее популярна среди добровольцев? Наибольшее количество мероприятий было связано с различного рода экологическими акциями (больше всего участников зафиксировано в рамках Дня Земли), организацией и проведением концертов и иных развлекательных мероприятий, сбором гуманитарной помощи и фандрайзингом, а также акциями, проводящимися в детских домах. Они характерны для 85% опрошенных регионов.

Достаточно часто (от 60% до 75% опрошенных регионов) добровольцы проводили спортивные мероприятия, оказывали социальные услуги инвалидам, ветеранам и пожилым, занимались пропагандой здорового образа жизни, благоустройством населенных пунктов, благоустройством территорий по месту жительства (это происходило чаще, чем общее благоустройство населенных пунктов). Добровольцы оказывали правовые и психологические консультации, сдавали кровь как доноры. Самыми популярными следует назвать различные просветительские и пропагандистские мероприятия, связанные с продвижением понятий «добро», «благотворительность» и «добровольчество». Они проводились в большинстве опрошенных регионов (90%). Среди менее популярных назывались медицинские услуги, консультации, связанные с поиском работы. Также мало популярны среди добровольцев дополнительное образование, строительные и реставрационные работы (только в четырех регионах добровольцы их проводили). В двух регионах состоялись «уборки кладбищ». В одном из регионов был отмечен такой вид работ, как «взаимодействие с властью» (видимо, связанный с деятельностью оргкомитета ВНД). Среди благополучателей наиболее часто (85%) назывались дети-сироты, далее (по 80%) инвалиды и ветераны. Пенсионеры, воспитанники детских садов и ясель, семьи, школьники (по 70%), многодетные семьи (65%). Такая неопределенная группа как «нуждающиеся в помощи» набрала 60%. «Студенты», «бездомные», «жители конкретного микрорайона» и «население в целом» набрали от 35% до 45%. Менее популярной группой названы «военнослужащие» (10%), с «заключенными» работают только в трех регионах (15%), с «безработными» в 20% опрошенных регионов. По одному разу стали благополучателями «молодые родители», «сексуальные меньшинства», «безнадзорные дети» и «лица, подвергшиеся насилию». Конкретные учреждения и организации в полтора раза реже выступают в качестве получателей услуг добровольцев, чем конкретные физические лица или «население в целом».

Помимо добровольцев, которые привлекались к мероприятиям ВНД, ее участниками были различные организации. Практически во всех регионах это НКО, в 80% регионов – образовательные учреждения, в 55% регионов – ОАШ (общественно-активные школы). В 70% регионов в качестве участников отмечаются инициативные группы. Интересна ситуация с участием ТОС (органов территориального общественного самоуправления): если в 2001 году они подключились к ВНД всего лишь в трех регионах, то в 2003 году уже в двенадцати. В 2003 году, по сравнению с 2001-м, в два раза возросло число регионов, вовлекающих в ВНД учреждения социальной защиты и здравоохранения (с 5 до 12 регионов). Рост числа регионов, вовлекающих учреждения культуры, остается почти стабильным, в 2001 и 2002 годах это были 11 регионов, а в 2003 – 13. Если учесть, что одним из наиболее популярных видов деятельности в рамках ВНД является проведение концертов и развлекательных мероприятий, то в 35% регионов возможно повысить привлекательность ВНД для потенциальных добровольцев, сделав ставку на вовлечение учреждений культуры в ВНД. В 75% регионов СМИ так же выступают в качестве участников ВНД, а бизнес — в 65% регионов. В то же время отмечается, что власть не воспринимается в качестве участника ВНД (как участника ее восприняли только в трех регионах). В семи регионах в качестве участников отмечены зарубежные и международные организации, это составляет 35% от общего числа регионов. Рост числа «организованных участников» можно напрямую связать с ростом количества добровольцев, принимающих участие в мероприятиях ВНД.

Эффективность Весенней недели добра. Особое место в понимании значимости ВНД занимает оценка ее экономического эффекта. По приблизительным оценкам, экономический эффект от ВНД составил в 2001 году более 96,595.00 долларов США, в 2002-м — более 247,688.00, в 2003 году — более 542,050.00 долларов США. Итого за три года экономический эффект от проведения ВНД составил более 886,300.00 долларов США (курс: 30 руб/доллар). Данная сумма появилась как результат оценки в денежном выражении неоплачиваемого труда добровольцев, привлеченных финансовых ресурсов и собранной гуманитарной помощи. Если учесть, что существуют различные методики подсчета и оценки добровольческого труда в денежном выражении, и что их используют только в 11 из 20 опрошенных регионов, то можно предположить, что экономический вклад ВНД значительно выше.

Если взять только сеть МОФ СЦПОИ (11 из 20 опрошенных регионов), то для оценки труда добровольцев здесь используется фиксированная стоимость труда добровольцев, независимо от выполняемой работы, равная 1,3 доллара/час (40 руб/час). Если использовать для оценки предложенную Российским добровольческим центром величину 5 долларов/час (150 руб/час), то увеличение стоимости часа труда добровольцев в 3,8 раза, составит экономический эффект (за три года проведения ВНД только по регионам Сибири) в сумме более чем в 2 миллиона долларов США (без учета собранных денежных средств и гуманитарной помощи). В пяти регионах добровольческий труд в денежный эквивалент не переводится. Наиболее популярен фиксированный денежный эквивалент времени работы добровольцев, независимо от типа работ и квалификации добровольца: он используется в 11 регионах. Наблюдается тенденция к росту использования именно такой методики. Только в одном регионе используется индивидуальный расчет в зависимости от стоимости выполненных работ в соответствии с местными расценками и квалификацией добровольца, а в двух — в соответствии с международными расценками. Ежегодное (или более частое в зависимости от экономической ситуации) определение фиксированного денежного эквивалента и региональных коэффициентов для его подсчета представляется наиболее приемлемым. Так, фиксированный денежный эквивалент предлагается головным офисом сети, а получают его через совместное определение с другими организациями. Данной методикой пользуется Сибирская сеть.

В качестве показателей, которые используют наиболее часто, выступают: «количество участников (добровольцев и благополучателей)», «денежный эквивалент выполненных работ», «количество акций». Только в половине опрошенных регионов используются показатели, связанные с «объемом выполненной деятельности или решенных проблем» и «количеством отработанных часов».

В целом же можно сказать, что количество людей и организаций, а также экономический эффект значительно больше полученных цифр. Приблизительность оценок основана на том, что во время ВНД ведется информирование и вовлечение населения и различных организаций в мероприятия через СМИ, поэтому отследить точное количество лиц, заинтересовавшихся ВНД, не представляется возможным. Существует множество примеров, когда разнообразные акции организаций и отдельных людей не заявляются в официальный календарь Недели, однако проходят под эгидой ВНД. О некоторых из них информация приходит уже после подведения итогов Недели.

Кто же является инициатором ВНД в регионах?

В 70% (14) регионов – это Ресурсный центр или Центр общественного развития (РЦ и ЦОР). В 7 регионах – коалиции организаций, в 3 регионах были отмечены либо ОАШ, либо добровольческие, либо Ресурсные центры, не входящие в круг поддержки программы ПРО-НКО, либо муниципальные/государственные организации, оказывающие услуги населению и НКО. В двух регионах инициаторами ВНД выступили органы государственной власти и муниципального самоуправления. В регионах ВНД проходит в большей степени (55%) по инициативе головных офисов сетей, поддерживаемых ПРО-НКО, только в 35% случаев это местная инициатива, и только в одном регионе отметили, что к ВНД они присоединились по предложению всероссийской организации. Причем эта тенденция характерна как для 2001, так и для 2002 и 2003 годов. То есть можно смело сказать, что проведение ВНД, если не местная, то региональная инициатива. ВНД может инициироваться в одном регионе одновременно несколькими организациями, включая при этом отдельное инициирование Недели коалицией. Это говорит о том, что ВНД становится все более популярной акцией, и все большее количество организаций в одном регионе самостоятельно ее начинают, не дожидаясь призыва извне. Это является хорошей предпосылкой для формирования традиции. Проведение ВНД в регионах координировалось через коалиционный орган (штаб или оргкомитет), в который обязательно входили НКО, Ресурсный центр или Центр общественного развития. В 75% регионов в штаб входили образовательные учреждения, в половине регионов его участниками были муниципальные и государственные организации, оказывающие услуги населению, добровольческие центры, СМИ, органы местного самоуправления и государственной власти субъекта федерации, в котором проводилась ВНД. Бизнес входил в оргкомитеты только 3 регионов в 2002 и 2003 годах, хотя в 2001 году присутствием бизнеса мог похвастаться всего один регион. Стабильно на протяжении трех лет в пяти регионах в коалиционные оргкомитеты входили ОАШ. К сожалению, расширения активности ОАШ в рамках ВНД эксперты не отметили. Растет число регионов, где в оргкомитетах принимают участие органы ТОС. Если в 2001 году ТОС в оргкомитетах не было ни в одном из регионов, то в 2002 году они участвовали в двух региональных оргкомитетах, а в 2003-м — в восьми. Только в одном из двадцати оцениваемых регионов в оргкомитет входят представители одной организации. Среди участников оргкомитетов нет донорских организаций.

В целом же наблюдается тенденция расширения оргкомитетов за счет вовлечения организаций, которые ранее не участвовали в ВНД, например, ТОС, либо были только участниками ВНД, но не ее организаторами. Это еще одно подтверждение успешности ВНД: ее участники стремятся занять более активную позицию, нежели ранее.

Какие же функции у координационного органа ВНД? В 80-90% регионов они формируют календарь мероприятий, организуют сбор-распространение информации о мероприятиях, проводят ПР-кампании, взаимодействуют со СМИ. Оргкомитет привлекает ресурсы для поддержки участников ВНД и своей деятельности, причем эту функцию в 2003 году выполняли оргкомитеты, работающие в 16 (80%) регионах, а в 2001 только в 12 (60%) регионах. Отмечается рост числа региональных оргкомитетов, которые берут на себя представительские функции: с 9 (45%) до 13 (65%).

Финансовые ресурсы для поддержки ВНД привлекались от программы ПРО-НКО (65% регионов), от местного бизнеса (60% регионов), от органов местного самоуправления (50%) и государственной власти субъекта, где проводится ВНД (45%). Причем отмечается рост числа регионов, привлекающих средства из этих источников, особенно от органов гос. власти и бизнеса. Пожертвования от граждан привлекались только в четырех регионах, эта цифра является устойчивой на протяжении трех лет. В качестве иных доноров реже указываются местные НКО, местные фонды и зарубежные доноры.

При привлечении материальных (не финансовых) ресурсов наибольшее предпочтение среди местных источников отдается РЦ и ЦОР (15 регионов), местным НКО (14 регионов), местному бизнесу и органам местного самоуправления (12 регионов), органам гос.власти субъекта, добровольческим центрам и не финансовым пожертвованиям граждан (11 регионов). Причем с 2001 года наблюдается двукратный рост числа регионов, привлекающих не финансовую поддержку со стороны местного самоуправления и органов гос. власти.

В качестве главной движущей силы, способствовавшей проведению ВНД в регионе, называются РЦ и ЦОР (80% в 2001 году и 70% в 2003-м). Поддержка ВНД со стороны НКО возросла с 55% в 2001 году до 65% в 2003-м. Поддержку местных СМИ отмечают 40% регионов, властных структур субъекта федерации — 35% регионов, муниципальных и государственных организаций, оказывающих услуги населению — 30% регионов. Поддержка зарубежного или международного донора является важным фактором только лишь в одном регионе, равно как и благоприятная экономическая обстановка. Интересно, что в Омской области, например, был отмечен в качестве благоприятствующего такой фактор, как «сформировавшееся сообщество НКО и инициативных групп, имеющих опыт проведения и участия в коалиционных мероприятиях».

Для привлечения добровольцев в мероприятия ВНД ключевым фактором является индивидуальное приглашение организаций, работающих с добровольцами, и освещение мероприятий ВНД через СМИ. В Кемеровской области отмечается эффективная информационная кампания, предваряющая ВНД, и активность НКО. Для привлечения жертвователей в мероприятия ВНД наибольший эффект оказывает выступление с призывами к населению через СМИ, индивидуальное приглашение организаций для работы с жертвователями и освещение хода ВНД через СМИ. Наружная реклама, по сравнению с другими способами, наименее эффективна как для привлечения жертвователей, так и для приглашения добровольцев, это отметили более 50% опрошенных регионов. Особое место в понимании значимости ВНД занимает оценка ее экономического эффекта. По приблизительным оценкам, экономический эффект от ВНД составил в 2001 году более 96,595.00 долларов США, в 2002-м — более 247,688.00, в 2003 году — более 542,050.00 долларов США. Итого за три года экономический эффект от проведения ВНД составил более 886,300.00 долларов США (курс: 30 руб/доллар). Данная сумма появилась как результат оценки в денежном выражении неоплачиваемого труда добровольцев, привлеченных финансовых ресурсов и собранной гуманитарной помощи. Если учесть, что существуют различные методики подсчета и оценки добровольческого труда в денежном выражении, и что их используют только в 11 из 20 опрошенных регионов, то можно предположить, что экономический вклад ВНД значительно выше.

Если взять только сеть МОФ СЦПОИ (11 из 20 опрошенных регионов), то для оценки труда добровольцев здесь используется фиксированная стоимость труда добровольцев, независимо от выполняемой работы, равная 1,3 доллара/час (40 руб/час). Если использовать для оценки предложенную Российским добровольческим центром величину 5 долларов/час (150 руб/час), то увеличение стоимости часа труда добровольцев в 3,8 раза, составит экономический эффект (за три года проведения ВНД только по регионам Сибири) в сумме более чем в 2 миллиона долларов США (без учета собранных денежных средств и гуманитарной помощи). В пяти регионах добровольческий труд в денежный эквивалент не переводится. Наиболее популярен фиксированный денежный эквивалент времени работы добровольцев, независимо от типа работ и квалификации добровольца: он используется в 11 регионах. Наблюдается тенденция к росту использования именно такой методики. Только в одном регионе используется индивидуальный расчет в зависимости от стоимости выполненных работ в соответствии с местными расценками и квалификацией добровольца, а в двух — в соответствии с международными расценками. Ежегодное (или более частое в зависимости от экономической ситуации) определение фиксированного денежного эквивалента и региональных коэффициентов для его подсчета представляется наиболее приемлемым. Так, фиксированный денежный эквивалент предлагается головным офисом сети, а получают его через совместное определение с другими организациями. Данной методикой пользуется Сибирская сеть.

В качестве показателей, которые используют наиболее часто, выступают: «количество участников (добровольцев и благополучателей)», «денежный эквивалент выполненных работ», «количество акций». Только в половине опрошенных регионов используются показатели, связанные с «объемом выполненной деятельности или решенных проблем» и «количеством отработанных часов».

В целом же можно сказать, что количество людей и организаций, а также экономический эффект значительно больше полученных цифр. Приблизительность оценок основана на том, что во время ВНД ведется информирование и вовлечение населения и различных организаций в мероприятия через СМИ, поэтому отследить точное количество лиц, заинтересовавшихся ВНД, не представляется возможным. Существует множество примеров, когда разнообразные акции организаций и отдельных людей не заявляются в официальный календарь Недели, однако проходят под эгидой ВНД. О некоторых из них информация приходит уже после подведения итогов ВНД.

Роль государства в проведении Недели

Особую роль в проведении ВНД играют органы государственной власти и местного самоуправления. Так, оценивая позицию региональной власти по отношению к ВНД, ни один из опрошенных не отметил, что она «отрицательная», только 6 регионов отметили ее «нейтральное» отношение к ВНД в 2001 году и 3 региона в 2003 году.

В целом же власть проявляет свою заинтересованность через оказание финансовой поддержки (5 регионов в 2001 году и 10 регионов в 2003-м), участие в мероприятиях ВНД (7 регионов в 2001 году и 13 регионов в 2003-м). Власть входит в оргкомитеты в 12 регионах и проявляет заинтересованность не только в получении информации о ВНД (это отметили 11 регионов), но и в распространении ее результатов (8 регионов). В то же время отмечается, что власть не воспринимается экспертами в качестве участника ВНД: как об участнике, о ней высказались только в трех регионах.

Если оценивать отношение власти к развитию добровольческих инициатив, то следует отметить сходные тенденции с отношением к ВНД. Так, отмечается, что только в 4 регионах власть нейтрально относится к развитию добровольчества, зато растет число регионов, где развитие добровольчества властью поддерживается. Проявляется заинтересованность не только получать информацию, связанную с развитием добровольческих инициатив, но и желание ее распространять. В 10 регионах (50%) отмечается материальная нефинансовая поддержка добровольчества, что в 3 раза больше показателей 2001 года. В 10 регионах власть участвует в ПР-мероприятиях по развитию добровольчества, представители власти сами работают на добровольческой основе. В 2001 году только в 2 регионах власть оказала финансовую поддержку развитию добровольческих инициатив, в 2003 году это были уже 8 регионов. Следует отметить, что в 4 регионах представители власти участвуют в разработке нормативно-правовой документации, поддерживающей развитие добровольчества.

На позицию региональной власти в первую очередь оказала влияние целенаправленная деятельность сетей РЦ/ЦОР (это отмечено в 80% опрошенных регионов). Далее 70% опрошенных отметили важность участия представителей власти в специальных образовательных семинарах, посвященных развитию добровольчества, 60% отмечают ПР-кампании, направленные на повышение статуса добровольца и коалиционные акции НПО с привлечением добровольцев, причем коалиционные акции (например, ВНД) имеют определенное схожее содержание с вышеназванными ПР- кампаниями. Только в одном регионе отмечается влияние Гражданского форума и местных правовых актов на развитие добровольчества, отмечается снижение влияния Международного года добровольцев, прошедшего в 2001 году, оно чувствуется в 2003 году только в трех регионах по сравнению с 7 в 2001 и 2002 годах. Деятельность международных и зарубежных доноров оказывает влияние на позицию власти только в семи регионах из 20 опрошенных.

СМИ и Весенняя Неделя добра

Для того чтобы понять, как СМИ оказывают влияние на население в рамках ВНД, следует посмотреть, как, по оценкам экспертов, население воспринимает ВНД. В трех регионах эксперты уверены, что большая часть населения не знает о ВНД. В 85% регионов население слышит о ВНД через СМИ, но не заостряет на ней внимание, хотя есть люди, готовые принять участие не только в предложенных акциях, но и самостоятельно совершать определенные поступки, связанные с ВНД (85%), и привлекать к ним других людей (50% опрошенных регионов).

В СМИ наиболее часто размещается информация о мероприятиях, уже прошедших в рамках ВНД, это отметили все опрошенные. Размещается информация о готовящихся мероприятиях (85%), о добровольцах (75%), о НПО-участниках ВНД. Следует отметить, что в трех регионах в СМИ присутствовали критические материалы по отношению к ВНД. Всего в одном регионе было отмечено, что выходил аналитический материал о ВНД.

Наибольшую популярность ВНД имеет у местной прессы –287 выходов, региональная и федеральная пресса «отметилась» 42 раза, информагентства — 44, радио — 215, телевидение -125.

Жертвователи и добровольцы

Если говорить, кто же является участником ВНД в качестве добровольца и жертвователя, то это в основном женщины и реже мужчины. В трех из опрошенных регионов считают, что как мужчины, так и женщины одинаково часто принимают участие в ВНД. В Республике Алтай наибольшее количество участников Недели – именно мужчины.

Добровольцами чаще всего становятся молодые люди с 14 до 25 лет, реже пенсионеры и дети до 14 лет, реже всего — люди работоспособного возраста (от 25 лет и до пенсионного возраста). Люди работоспособного возраста и пенсионеры чаще выступают в качестве жертвователей.

ожертвования чаще делаются нефинансовые (материальные), особенно в сельской местности, где предпочитают жертвовать продукты и вещи. В городах также предпочитают делать нефинансовые пожертвования, хотя половина опрошенных отмечает, что они все же иногда делают денежные пожертвования (это почти в два раза чаще, чем в сельской местности). В сельской местности отмечаются такие специфические пожертвования, как лекарственные травы или сельхозинвентарь. Во время ВНД наиболее распространены такие пожертвования как вещи (95% регионов), книги и игрушки (75% регионов). Соответственно благополучателями чаще становятся дети. В двух регионах отмечается, что в городах предприниматели жертвуют имеющуюся у них продукцию.

В рамках исследования эксперты сделали попытку обозначить мотивации жертвователей и добровольцев. Данная оценка является достаточно субъективной, возможно, отражающей стереотипы, которые могли быть у экспертов. Поскольку не проводилось каких-либо исследований по данному вопросу, ее следует рассматривать лишь как один из источников информации.

В качестве мотиваций добровольцев следует выделить потребность добровольцев в получении опыта работы в НКО (9 регионов или 45%), профессиональном росте (8 регионов), новых знакомствах (7 регионов). В рамках ВНД наиболее распространены, по мнению экспертов, потребность в общении (13 или 65%), альтруизм (11 регионов), понимание личной выгоды (12 регионов). В одном из регионов был назван такой специфический мотив как «желание угодить начальству».

Мотивы жертвователей — прежде всего «желание помочь» (12 регионов или 60%) и «чувство причастности» (9 регионов или 45%). Итоги и рекомендации. Если подводить итоги данного исследования, то можно отметить, что Весенняя Неделя добра становится все популярнее, вовлекая в свои мероприятия более широкие слои населения и, прежде всего, молодежь. Следует отметить возрастающую заинтересованность власти и бизнеса в том, чтобы стать активными участниками Недели. Все больше регионов проводят ВНД, в первую очередь, за счет местных ресурсов. Возможно, это связано также и с тем, что проведение ВНД, как правило, местная инициатива. Отмечается тенденция к «углублению» ВНД, расширению ее географии внутри регионов. Власть и местный бизнес постепенно становятся одним из важных факторов поддержки ВНД, но они пока не конкурентоспособны по сравнению с той поддержкой, какую оказывают местные РЦ и ЦОР.

Набирая популярность, ВНД может быть инициирована в одном регионе одновременно целым рядом организаций. Это способствует ее устойчивости.

Одной из тенденций, которая способна негативно повлиять на развитие ВНД и ее восприятие сообществом, может стать отставание количества благополучателей от количества добровольцев. Возможен вариант, когда ВНД начнет восприниматься в большей степени как ПР-акция, а не система действий, направленных на решение местных проблем. В этом случае она может лишиться части поддержки со стороны жертвователей и добровольцев. Поэтому необходимо усилить работу по вовлечению добровольцев в организации, оказывающие конкретные социальные услуги. Рост числа «организованных участников» можно напрямую связать с ростом количества добровольцев, принимающих участие в мероприятиях ВНД.

Также следует отметить, что необходимо ежегодное (или более частое в зависимости от экономической ситуации) определение фиксированного денежного эквивалента и его региональных коэффициентов для учета оказываемых добровольцами услуг. Это необходимо делать в партнерстве с государственными структурами, причем на федеральном уровне или на уровне федеральных округов.