Тренинг «Фандрайзинг для учреждений культуры»

Эффективные способы привлечения в деятельность учреждений культуры дополнительных средств рассмотрели 23 сотрудника и руководителя муниципальных библиотек в ходе тренинга, проведенного для них 25 ноября 2015 года сотрудниками НП «ИнА-Центр»

Подобные семинары по фандрайзингу НП «ИнА-Центр» проводит не впервые. В августе 2015 года, по инициативе Совета молодых специалистов при Министерстве культуры Новосибирской области, было организовано обучение представителей различных учреждений культуры: библиотек, клубов, музыкальных и общеобразовательных школ Новосибирской области. Обучение оказалось настолько эффективным, что заказ поступил вновь. Только теперь уже прицельно для сотрудников муниципальных библиотек.
На тренинге говорили о различных аспектах фандрайзинга, начиная от определения самого термина, об имеющихся на сегодняшний день в распоряжении библиотек источниках средств поддержки и развития, а также об альтернативных источниках, которые можно было бы привлечь дополнительно. Эти источники оценивались с точки зрения сильных и слабых сторон, перспектив и угроз.
В качестве иллюстраций тренеры использовали интересные примеры фандрайзинговых акций библиотек, взятых из мировой практики. Например, привлечь посетителей в Нью-Йоркскую Публичную Библиотеку и пополнить ее ограниченный бюджет в свое время помог любимец американской публики — бульдог-скейтбордист Тильман в сопровождении своих многочисленных сородичей. Приводился и такой опыт библиотек, как проведение сотрудниками, имеющими большие знания по истории города, соответствующих платных экскурсий для населения.
Участвующие в тренинге библиотекари согласились, что все это они могли бы внедрить в свою работу, только пока не совсем представляют себе, какая грамотная финансовая схема должна быть выстроена в процессе распределения средств, полученных за платные услуги. Совершенно очевидно, что для поиска дополнительных путей финансирования им потребуются консультации юриста.
Важным блоком тренинга стало моделирование ситуаций взаимодействия сотрудников библиотек с потенциальными спонсорами. Ролевые игры помогли участникам разработать и проиграть различные сценарии разговора с человеком, у которого они хотели бы получить поддержку на развитие своей организации. Позже они признавались, что, оказывается, были совершенно не готовы к подобным разговорам и не знали, какими эффективными инструментами убеждения спонсора они могут воспользоваться.

Участники тренинга совместно разрабатывали варианты платных услуг, которые можно внедрять в деятельность библиотек. Оказалось, что они уже выявили категории людей, которые готовы оплачивать подобные услуги. Например, это молодые мамы, с удовольствием оставляющие на несколько часов в библиотеке своих маленьких чад, зная, что они будут не только под присмотром, но и окажутся погруженными в творческий процесс.
При этом, библиотекари понимают – чтобы внедрить в свою деятельность платные услуги, им придется сперва переломить менталитет населения, относящегося к данному учреждению культуры, как к полностью бесплатному, априори не рассчитанному на извлечение прибыли. Внедрять платные услуги нужно, но делать это необходимо с осторожность, чтобы не навредить сложившемуся имиджу библиотек – таково мнение участников тренинга.
Тренинг помог участникам прийти к еще одному важному выводу — для реализации грамотной фандрайзинговой стратегии им нужно использовать возможности написания заявок на грант и двигаться в сторону некоммерческих организаций или хотя бы партнерства с ними.
«Я убедилась, что у наших библиотек достаточно большой творческий и организационный потенциал для разработки и внедрения новых услуг и использования новых фандрайзинговых возможностей, — считает тренер Ирина Решта. — Но им нужно, в первую очередь, четко определить для себя группу тех благотворителей, которые будут оказывать им помощь, и понять, чем они могут «зацепить» потенциальных спонсоров. А параллельно, конечно же, нужно вести планомерную работу по позиционированию в сознании населения библиотек, как учреждений, которые могут и должны оказывать качественные платные услуги, наряду с бесплатными».

Тренинг проводился на добровольческой основе.

Фото Павла Панина